Заканчивается период отпусков и школьных каникул, все вернулись с моря окрепшими и загоревшими, а последние деньки лета радуют нас жаркой погодой. Что же теперь волнует вас и ваших детей? Правильно, начало нового учебного года. А это ещё та головная боль не столько у детей, сколько у их родителей! И это понятно: за три летних месяца все успели расслабиться: дети от учёбы, а взрослые — от детских школьных забот (я не имею в виду выпускные классы). Школьной теме и будет посвящена моя сегодняшняя статья. Особенно это касается родителей первоклассников. Вопросов масса. Как правильно настроить ребёнка на учёбу? Как организовать ему рабочее место? Как чередовать учёбу и отдых? Как правильно питаться школьнику? Какую одежду и обувь нужно купить к новому учебному году? Обо всём по порядку.

Детей нужно готовить к школе заранее. Что бы там ни говорили с высоких трибун, а для первоклассника первый поход в школу — это не праздник, а приличный стресс. Новое место пребывания, новые знакомства (не всегда дружественные), строгие учителя вместо воспитателей, учёба вместо игр — вся эта новизна может негативно сказаться на успеваемости. Это надо обязательно помнить родителям, так как успех их чада на школьном поприще зависит от того, готов ли он к этим переменам. 

Как правильно настроить ребёнка на учёбу

За одну-две недели до начала учебного года организуйте для вашего первоклассника подобие режима дня, который будет в школе. Дайте понять, что теперь в его привычной жизни происходят перемены.

Максимально подробно и в доступной форме расскажите ребёнку о предстоящем походе в школу, чем она отличается от садика, чем ребёнок будет там заниматься, что можно в школе, а что нельзя. Лучше, когда на предварительное собрание класса родители придут вместе со своими детьми. И взрослым будет полезно узнать, и дети будут привыкать.

В первый учебный день спокойно разбудите ребёнка, предусмотрев дополнительное время на сборы. Не сильно торопите его, но и не давайте вылёживаться в постели.

Обязательно покормите ребёнка перед школой — лёгкий завтрак придаст ему сил и энергии, которые вскоре понадобятся. Это касается не только первоклассников, но и всех школьников.

Помните, что в течение учебного года могут быть кризисные периоды, когда учёба даётся особенно тяжело и ребёнок быстро устаёт. Обычно это сентябрь, конец декабря, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. Поэтому не отмахивайтесь и не вините ребёнка в лени, если он жалуется на плохое самочувствие, усталость и головную боль.

Не отлынивайте от родительских собраний под предлогом сильной занятости на работе. Там вы будете в курсе событий не только об успехах или неудачах вашего ребёнка, но и о жизни класса и школы в целом. Короче, будьте в теме. Пригодится.

Принимайте активное участие в жизни школы: помогите организовать поездку или экскурсию по интересным местам города и области, пригласите на встречу с классом своего знакомого интересного человека: героя боевых действий, историка, коллекционера и т. д.

Вы как родитель, имеете полное право контролировать качество горячего питания в школьной столовой. Как это правильно сделать, вы можете уточнить у администрации школы. И если что не так, смело идите к директору.

Как правильно делать уроки 

Надо ли напоминать, что школьнику очень важно соблюдать режим дня. Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Он правильно регулирует рабочую деятельность и отдых, что, с одной стороны, позволяет максимально усвоить учебный материал, а с другой — избежать переутомления.

Школьник тянет руку на уроке
Первоклассников нужно готовить к школе заранее. Для них первый поход в школу — приличный стресс. Источник: Freepik

Очень важно чётко установить время домашних занятий. Это помогает выработать привычку в определённый час быть готовым к умственной работе. Самое подходящее время для выполнения домашки с 15:00 до 18:00. За 1–1,5 часа до этого (как раз после прихода из школы) школьника нужно накормить несытным обедом. Не стоит садиться за уроки голодным, но и с переполненным желудком будет не до учёбы. После обеда вообще стоит отдохнуть 1,5–2 часа, включая получасовой послеобеденный сон. В старину русские люди так и поступали, а уж они знали в этом толк. 

В начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час. Объём заданий невелик, да и ваша помощь будет не лишней. Все задания за один присест делать утомительно, поэтому через 15–20 минут делайте перерыв и только тогда вместе с ребёнком возвращайтесь к учебникам. 

Делать домашку поздним вечером бессмысленно. Ребёнок и вы уже устали от насыщенного событиями дня, поэтому от такого занятия толку не будет. Если ребёнок всё легко схватывает, но быстро теряет интерес, начинайте с ним домашнюю работу с самого трудного задания. Если ему нужно время, чтобы вникнуть и включиться в работу, то начинайте с заданий средней сложности и только потом переходите к более трудным. Если ваше неугомонное чадо никак не может сосредоточиться, то выберите сначала самые лёгкие задания. Успех окрылит ребёнка на выполнение более трудных упражнений.

Монотонное и долгое просиживание за учебниками притупляет ум, поэтому в режиме дня меняйте сферу деятельности. Например, в перерыв между выполнением домашки попросите вынести мусор, покормить попугая или выгулять собаку.

Заранее организуйте постоянное место для занятий, где есть под рукой все необходимые для этого предметы и ничего лишнего. Рабочее место должно быть только местом для занятий. Ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни цветных карандашей и фломастеров там быть не должно, если они не нужны для текущей работы. Ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Бывает и так (особенно, в многодетных семьях или неважных жилищных условиях), что нет возможности выделить постоянное отдельное место. Тогда в определённое время вам нужно выделить и освободить место для занятий.

Сколько времени отводить на сон

Следите за тем, чтобы ваш ребёнок отправлялся ко сну не позже 22 часов. Для полного восстановления сил школьнику требуется в сутки 9–10 часов сна. Обычная продолжительность сна может увеличиваться (примерно на 1 час) на время экзаменов или перед контрольными работами. При недосыпе страдает та часть сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.

Есть дети, которые сами по себе плохо засыпают. В этом случае следует соблюсти некоторые условия:

  1. Приучить ложиться спать и вставать в одно и то же время, даже на время дистанционного обучения.

  2. После 19 часов ограничить психоэмоциональные нагрузки (компьютерные игры, просмотр фильмов).

  3. Завести собственный ритуал: вечерний душ или ванна, прогулка на свежем воздухе, чтение.

  4. К спальному месту тоже есть определённое требование: кровать должна быть ровной и не провисающей, с невысокой подушкой. Цвет обоев не должен быть ярким. Перед отходом ко сну комнату нужно хорошо проветривать. И в постели никакой музыки в наушниках и переписок с друзьями в смартфоне. 

Школьник лежит на кровати с наушниками и телефоном
Для полного восстановления сил школьнику требуется в сутки 9–10 часов сна. Источник: Freepik

Приведу примерные нормы ночного сна для школьников: 

  • в 1–4 классе: 10–10,5 часов;

  • в 5–7 классе: 10,5 часов;

  • в 6–9 классе: 9–9,5 часов;

  • в 10–11 классе: 8–9 часов.

Цифры усреднённые, так как все дети индивидуальны. Кому-то и 8 часов вполне достаточно для активной жизни, а кого-то и после 10 часов сна не добудиться. 

Как правильно отдыхать

Кроме сна, существует активный отдых, который заключается в смене одного вида деятельности другим. Переход от умственной работы к физической расслабляет напряжение головного мозга. Подвижные игры и прогулки на свежем воздухе — лучший вид отдыха. Кровь насыщается кислородом, неяркое вечернее солнце восстановит уровень витамина Д, а мышечная активность поднимет общий тонус. Кстати, после активных игр на свежем воздухе хорошо спится ночью. Впрочем, если школьник предпочтёт час свободного времени уделить компьютерным играм, не стоит чинить препятствие. Компьютер — это неизбежная реальность нашего времени, поэтому его надо не запрещать, а направлять в нужное русло.

Нынешние школьники сейчас — люди очень занятые. Помимо школьных уроков, есть ещё кружки и дополнительные занятия по наиболее важным (с точки зрения родителей, но не ребёнка) предметам. А к концу школы эта нагрузка только увеличивается. В результате в процессе учёбы с первого по десятый класс физическая активность ребёнка падает почти наполовину. До 82–85% дневного времени большинство школьников находится в одном положении — сидя. 

Сколько надо двигаться подростку, и как найти время для дополнительной активности? Прогулки желательно разделить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном — 3–3,5 часа, в среднем — 2,5–3 часа, в старшем — 2–2,5 часа. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырёхразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака; после окончания занятий; после обеда перед приготовлением домашних заданий и перед сном. Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином. Это в идеале. А что мы имеем в реалии?

«Рабочий» день школьника может достигать половины суток: 6–8 часов в школе, не менее 4 часов за уроками и ещё 2 — на дополнительные занятия. Теперь мы знаем, что ребёнку требуется не менее 9–10 часов на полноценный сон, а значит, времени для движения у него не остаётся совсем. Даже у самых младших школьников беготня и игры занимают только 16–19% времени. На уроки физкультуры приходится всего 1–3% дневного времени 2–3 раза в неделю. То есть 45 минут умножить на 3, получиться 2 часа 15 минут в неделю. Крайне мало!

Например, час активной игры в баскетбол или катания на велосипеде — это минимум дневной физической нагрузки для растущего организма. Или два часа быстрого шага, или столько же на уборку квартиры. Что делать, если вашему чаду не нравятся подвижные игры или ему неинтересен спорт как таковой? Тогда его физическим воспитанием придётся заняться родителям.

promotion picture
promotion picture
Тренировки для подростков
Программа для детей от 9 до 15 лет. Все упражнения выполняются совместно с Ольгой Дерендеевой и её двумя юными помощниками.
8
в программе
15
тренировка
1
уровень сложности
Начать программу

Каждый день выбирайтесь с ребёнком на прогулку. Отправляйте его в школу пешком, а не подвозите на своём авто. Купите школьнику шагомер — и даже короткая дорога для школы может удлиниться в несколько раз ради получения красивого результата на дисплее. Заведите собаку небольшого размера и хорошо обучаемой породы, чтобы ребёнок мог заниматься с ней самостоятельно — не только гулять с ней час, но и дрессировать.

У подростка должны быть ежедневные обязанности по дому, которые заставят его двигаться на свежем воздухе как минимум час в день. Если в семье есть младшие дети, отправьте подростка с ними на прогулку или в секцию, ссылаясь на занятость. Или вмените в обязанность вынос мусора, закупку продуктов в разных магазинах. Поощряйте личное общение школьника с друзьями и любое активное увлечение: купите ему ролики, велосипед, байдарку или другое подходящее снаряжение, если это позволит подростку больше бывать на свежем воздухе и не пробьёт большую брешь в семейном бюджете.

Что изменит половое созревание? Мальчики начинают активно расти, у них меняется не только обмен веществ, но и восприятие собственного тела. Они могут быстро уставать. Это не повод отказываться от физической активности. Отсутствие нагрузки мешает нормальному развитию костной и мышечной системы. Поэтому спортивные секции — то, что надо.

У девочек в подростковом возрасте сильно меняется телосложение, начинаются месячные. Если они проходят не обильно и без боли, то заниматься спортом в критические дни без фанатизма вполне допустимо. Если же боли и выделения очень сильные, то вместо активных занятий спортом нужно сходить к детскому гинекологу.

Первое, второе и компот: принципы питания школьников

Для полноценного физического и психического здоровья и успешного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника. 

— А что тут организовывать? — спросите вы. — Есть школьная столовая, дома в холодильнике тоже есть что разогреть. Пусть ест что хочет.

Неверный, но самый массовый родительский подход. Не что захочет, а что нужно и полезно! Важно знать и понимать принципы рационального питания и правила гигиены питания ребёнка. Вот они. 

  1. Есть три основных приёма пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определённые часы способствует полноценному усвоению пищи и предотвращению проблем с желудочно-кишечным трактом.

Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приёма пищи:

  • Первый завтрак дома: в 7:00–8:00.

  • Второй завтрак: 10:30–11:00.

  • Обед: 13:00–14:00.

  • Полдник: 16:30–17:00.

  • Ужин: 19:00–20:00, но не позже чем за полтора часа до сна.

Для школьников, обучающихся во вторую смену:

  • Завтрак: 7:00–8:00.

  • Обед: 12:00–12:30.

  • Полдник: 15:00.

  • Ужин: 20:00–20:30

  1. Сбалансированность состава рациона по всем пищевым компонентам (белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы). В школе это забота диетолога, а дома — ваша, уважаемые родители!

  2. Разнообразие рациона питания: молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи и фрукты, орехи, растительные и животные масла.

  3. Высокие вкусовые и эстетические качества блюд, отсутствие однотипности меню.

  4. Хорошая кулинарная обработка: запекание, варка, приготовление на пару, ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре. Никаких хот-догов, покупной шаурмы.

  5. Приготовление блюд из свежих продуктов, хотя допустимо использовать и свежезамороженные.

  6. Достаточное время для неспешного приёма пищи: не менее 20–30 минут для каждого завтрака, обеда, ужина и 10–15 минут для перекусов.

  7. Если организация питания в конкретной школе по каким-то причинам не нравится родителям, обеспечьте своего ребенка минимальным набором продуктов. Перекус, который ребёнок возьмёт с собой в школу, должен сохранять свежесть 4–5 часов. Для этого хорошо подойдёт пластиковый контейнер. Соответственно, исключаются скоропортящиеся продукты. Можно взять с собой фрукт (яблоко, грушу, банан) и 30–40 г грецких орехов, бутерброд с сыром или запечённым мясом (не использовать сливочное масло и майонез!), свежий огурец или нарезанный помидор. Обычно в школах есть доступ к чистой питьевой воде, но можно дать школьнику с собой бутылочку питья (холодный чай, морс, негазированную воду).

Школьница стоит у доски с надписью я люблю учиться
Самое подходящее время для выполнения домашних заданий с 15:00 до 18:00. Источник: Freepik

Наиболее распространённые ошибки в питании школьника

  1. Отказ от завтрака, что недопустимо для школьника. Часто учащиеся отказываются от завтрака из-за отсутствия аппетита и пьют утром только чашку чая. Возможно, ужин был слишком поздним или излишне плотным. Или такой вариант: ребёнок опять же лёг спать слишком поздно, и утром предпочитает лишнее время поспать, пожертвовав завтраком.

  2. Питание полуфабрикатами и хот-догами. Блюда, которые нужно только разогреть в микроволновке, существенно облегчают жизнь родителям. Но такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, не полезны не только детям, но и взрослым. Использование полуфабрикатов допустимо в разовых случаях. Основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища.

  3. Перекус высокоуглеводными продуктами. Красочно оформленные сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные чипсы, солёные орешки арахиса привлекательны для детей в силу своей дешевизны и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор при приобретении перекуса, дети чаще всего покупают именно эти продукты. Важно показать школьнику здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты или орехи.

  4. Дефицит употребления рыбы. Российский школьник ест рыбные блюда не чаще двух раз в месяц. Есть рыбу нужно не менее двух раз в неделю для обеспечения организма полноценным белком и йодом.

  5. Недостаточное употребление овощей и фруктов. Нужно ежедневно употреблять не менее 300 г фруктов и 400 г овощей для обеспечения достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов.

  6. Употребление кофеинсодержащих энергетиков. Этим грешат старшие школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозий и язв желудочно-кишечного тракта. Стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но может стать причиной судорог.

Воспользуйтесь скидкой в 70% на подписку FitStars по промокоду MEDIAFS и тренируйтесь вместе с нами.

Несколько рекомендаций при выборе продукции, предназначенной для детей 

Товары для детей необходимо покупать на санкционированных объектах оптово-розничной торговли. Купленные детские товары в местах неорганизованной торговли могут быть небезопасны.

На все товары у продавца должны быть документы, подтверждающие их качество и безопасность.

На каждой единице товара должна быть читаемая, доступная, понятная маркировка на русском языке, содержащая сведения о производителе, организации, уполномоченной принимать претензии, наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изделия («сарафан для девочек», «брюки для мальчиков»), дата изготовления (месяц, год), единый знак обращения на рынке, товарный знак (при наличии), размер изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции, символы по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Согласно требованиям ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ранец необходимо подбирать с учётом возраста и роста ребёнка: вес пустого ранца не должен превышать 0,7 кг, ширина плечевых ремней в верхней части не должна быть меньше 3,5–4 см, ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, все ранцы должны иметь светоотражающие элементы.

Выбирайте печатные издания, выполненные из качественных материалов, с устойчивой краской. 

Комфорт ребёнка напрямую зависит от того, из чего сшита школьная форма. Активное движение детей приводит к повышению температуры тела и повышенному потоотделению. Если ткань не будет впитывать влагу, если школьная форма не даст телу «дышать», это может привести к раздражениям кожи и различным заболеваниям. Ребёнку в такой одежде некомфортно. У него повышается утомляемость и снижается внимание. 

Эксперты Роскачества отмечают, что пугаться небольшого количества синтетики в составе ткани не стоит, так как при определённом количестве она только улучшает её свойства: вещь становится прочнее, школьная форма меньше мнётся и лучше сидит. В случае с шерстью синтетика и вовсе не меняет её основных качеств. Но если в составе ткани больше 70% полиэфирных волокон, например, полиэстера или полиамида, то школьная форма может иметь эффект «парника», потому что такая ткань не будет «дышать» и впитывать влагу. Это правило распространяется не только на верхний слой пиджака или брюк, но и на подкладку.

Даже если ткань верха костюма на 70% состоит из шерстесодержащих тканей, а подкладка на 100% из полиэфирных волокон, такой костюм не является комфортным. Выбирая школьную форму, обратите особое внимание не только на состав верха, но и на то, из чего состоит подкладка изделия. Если состав подкладки не указан в маркировке, лучше не приобретать такую продукцию. Хорошо, если подкладка будет изготовлена из вискозы или хлопка с добавлением небольшого количества синтетических волокон. Зимний вариант — форма из шерсти либо кашемира.

Необходимо обратить внимание на ярлычок. Если на ярлыке указано, что школьную форму придётся сдавать в химчистку, от покупки стоит отказаться. Моющие средства, которые используют при чистке, могут вызывать аллергию. 

Обратите внимание на запах изделия. Он не должен быть резким и неприятным. Если от одежды пахнет химией, производитель использовал токсичные красители. Попросите у продавца формы декларацию о соответствии формы стандартам качества. Документ обязан быть выдан покупателю по первому требованию.

При покупке стоит учесть мнение самого ребёнка. Школьнику должно быть не только комфортно, но и приятно носить одежду, приобретённую родителями. Лучше сразу купить сменный комплект одежды, чтобы её было удобно менять в течение недели.

Счастливая девочка сидит в классе на солнце
Постарайтесь, чтобы ваши школьники не пропускали завтрак. Источник: Freepik

Рекомендации по выбору и ношению обуви

При покупке очень трудно предугадать, сколько прослужит обувь. Лучше покупать изделия зарекомендовавших себя производителей, обращая внимание на следующие признаки.

Осмотрите и сравните пару одновременно. Соедините их пятками друг к другу и убедитесь, что абсолютно совпадает высота каблуков и носовой части.

Проверьте задние швы — они должны быть ровными. Обратите внимание на то, что края швов подвёрнуты внутрь. Производитель, возможно, хочет скрыть качество материала изготовления.

Рассмотрите пяточную часть. Она должна быть одновременно твёрдой и упругой. Обхватите пятку одной рукой, а каблук другой и нажмите по направлению друг к другу. Пятка не должна накладываться гармошкой на каблук.

Прощупайте внутреннюю поверхность обуви. Убедитесь, что она гладкая, без выступов и неровностей. Внутренние швы не должны быть заметны. Стелька в хорошей обуви должна быть мягкой, но при нажатии пальцами не сминаться.

Проверьте молнию. Необходимо, чтобы она была вшита ровно, без перекосов. Подкладка не должна попадать в прорезь бегунка. Желательно, чтобы бегунок имел выпуклую нижнюю часть, направленную внутрь обуви.

Выбирайте обувь лёгкую. Если ребёнок всё время будет носить тяжёлую обувь, это потом может вылиться в ортопедические проблемы. Подошва должна легко сгибаться. Если подошва не гнётся, ребёнок будет быстро уставать. 

Лучше приобретать обувь из натуральной кожи. Если выбор всё-таки падает на кожзам, то при покупке обуви из синтетических материалов отдавайте предпочтение той, у которой из кожзаменителя только верх, а стелька и подкладка изготовлены из натуральных материалов (кожа, текстиль). Если же и стелька, и подкладка из искусственных материалов — купите ребёнку носки из натуральных волокон (например, хлопковые). Не нужно надевать на ребёнка носки, которые на 75% и больше состоят из синтетики.

Также перед покупкой внимательно изучайте этикетку. Маркировка должна быть на русском языке. На этикетке должны быть указаны: полная информация об изготовителе, импортёре; наименование страны, где обувь изготовлена; единый знак обращения на рынке; размер; состав (используемые материалы); дата изготовления; артикул/модель.

И последнее. Для формирования правильной осанки у школьника должна быть удобная мебель, подобранная в соответствии с возрастом и ростом. При правильной посадке ступни должны полностью стоять на полу, ноги в сгибах образовывать прямые углы, спина при письме должна оставаться прямой. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

А мне остаётся поздравить вас и ваших школьников с Днём знаний. Не пропускайте мои статьи, в запасе ещё много интересного!

#1 фитнес для дома
На нашей платформе 120+ программ и 1600+ эффективных тренировок. Выбирай то, что подойдет именно тебе, и начинай тренироваться прямо сейчас. По промокоду ARTICLE скидка
–70% на все тренировки и курсы
Начать тренироваться!

Эти статьи помогут вам лучше разобраться в теме

Сколько времени школьнику можно сидеть за компьютером без вреда для осанки и зрения — что делать, чтобы избежать почти неизбежных проблем со здоровьем, связанных с работой на компьютере? Выход один — правильно организовать школьнику этот вид досуга и обучения. 

Спорт для детей — растём сильными и ловкими — каждый родитель хотя бы раз в жизни слышал, что хорошо бы как можно раньше определить: каким спортом лучше заняться вашему ребёнку? Ведь занятия помогают развивать физическую активность, улучшать координацию и концентрацию, а также сформировать привычку к дисциплине с самого раннего возраста. Однако при нынешнем разнообразии спортивных секций нередко возникает вопрос: какой же вид спорта выбрать? 

Пять ответов педиатра на вопросы о здоровье детей — мы собрали вопросы про здоровье детей, которые вы задавали в официальных телеграм-каналах FitStars, и публикуем ответы врача-педиатра. Разбираем вопросы про закаливание, нарушение осанки и физическое развитие ребёнка от рождения до подросткового возраста.

Информация в данной статье носит исключительно ознакомительный характер.

Верстка статьи
Гаджиева Ольга
Бухтиярова Александра

Школьная форма должна быть только из натуральных тканей?

Пугаться небольшого количества синтетики в составе ткани не стоит, так как при определённом количестве она только улучшает её свойства: вещь становится прочнее, школьная форма меньше мнётся и лучше сидит. Но если в составе ткани больше 70% полиэфирных волокон, например, полиэстера или полиамида, то школьная форма может иметь эффект «парника», потому что такая ткань не будет «дышать» и впитывать влагу. Это правило распространяется не только на верхний слой пиджака или брюк, но и на подкладку.

Сколько времени надо спать школьнику?

Все дети индивидуальны. Кому-то и 8 часов вполне достаточно для активной жизни, а кого-то и после 10 часов сна не добудиться.

Важен ли для школьника режим дня?

Школьнику очень важно соблюдать режим дня. Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Он правильно регулирует рабочую деятельность и отдых, что позволяет максимально усвоить учебный материал и избежать переутомления.