
Автор статьи
Ольга Штокалова
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Написано
69 статей
А что, если ты можешь с детства избавить своего ребёнка от этой проблемы? Исправить уже сложившиеся неправильные паттерны поведения и сформировать правильную привычку держать ровную осанки? Об этом в нашей статье расскажет врач-педиатр и врач ЛФК Ольга Штокалова.
Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей. Ровная осанка придаёт лёгкость и непринуждённость позе человека. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова слегка приподнята, плечи развёрнуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.
Осанка – это один из показателей здоровья: в культурах всех народов считается, что здоровый человек должен быть стройным и подтянутым. Правильная осанка и нормальное телосложение относятся к числу критериев состояния здоровья детей.
Формирование осанки происходит с раннего возраста. Рост позвоночника в разном возрасте происходит неравномерно. Особенно быстрый рост отмечается на первом году жизни, в дальнейшем он замедляется. Пол ребёнка также имеет значение. После 7 лет девочки растут медленнее мальчиков, но к моменту полового созревания (11-13 лет) обгоняют их. После 14-15 лет юноши растут быстрее девушек. В зрелом возрасте рост у девушек прекращается к 18 годам, а у юношей – к 20-21 году.
В процессе роста позвоночника образуются четыре физиологических изгиба: два впереди – шейный и поясничный изгибы (лордозы) и два сзади – грудной и крестцово-копчиковый изгибы (кифозы). К двум месяцам, когда ребёнок самостоятельно держит голову, появляется шейный лордоз, к 6-7 месяцам, когда самостоятельно сидит, – грудной кифоз. И к году, когда начал ходить, – поясничный лордоз. Всё это необходимо для выполнения рессорной функции позвоночника.
На формирование осанки сказываются как внутренние (эндогенные), так и внешние (экзогенные) факторы. К внутренним факторам относятся наследственность, тип конституции, состояние костно-мышечной системы, темпы роста. К внутренним факторам относятся характер питания, перенесённые заболевания (рахит, туберкулёз, частые ОРВИ), физическое воспитание, соблюдение гигиены труда и учёбы, отношение к спорту, низкая физическая активность.
Правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы обеспечивается за счёт условных рефлексов. При этом играет большую роль не сила мышц, а непроизвольное тоническое напряжение разных мышечных групп. Напротив, сильно, но односторонне развитая мускулатура весьма часто приводит к различным видам нарушения осанки. Основное значение в сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника от повреждений имеет мышечный корсет, грудная клетка и брюшной пресс.
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При этом центр тяжести находится на линии, соединяющей оба тазобедренных сустава на уровне III крестцового позвонка.
В боковой проекции при нормальной осанке прямая линия проходит через мочку уха, край колена и середину стопы. Линия плеч горизонтальна, а шейно-плечевые углы симметричны. Грудная клетка также симметрична и не имеет впадин и выпячиваний спереди и сзади. Брюшная стенка вертикальна, пупок расположен посредине. Треугольники талии симметричны.
При осмотре сбоку в норме грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности выпрямлены, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка легко поддаётся воздействиям внешней среды, поэтому родителям важно следить за правильной осанкой детей именно в этом возрасте. Условия внешней среды, а также функциональное состояние мышц могут изменить правильную осанку ребёнка. Неправильное положение тела при различных позах стояния и сидения принимает характер привычки, и неправильная осанка закрепляется рефлекторно.
Статистика показывает, что эта проблема выявляется у 15-17% дошкольников, у 30-33% учеников средней школы и у 67% старшеклассников. И это только «верхушка айсберга», т. к. многие родители не обращают внимание, когда их ребёнок сидит с ногой, подогнутой под себя, сутулится, когда читает книгу или играет на компьютере.
А если и замечают, то не считают нужным обращаться к врачу с такой «ерундой». А между тем нарушение осанки является вполне обратимым процессом. Поэтому от вас зависит, будет ли ваш ребёнок иметь ровную спину и хорошую осанку или к выпускному «заработает» необратимые изменения в виде сколиоза и остеохондроза.
Существует несколько видов нарушения осанки:
Нарушение осанки во фронтальной плоскости. В простонародье такое нарушение называется кособокость.
Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
Прежде чем предпринимать какие-то действия, надо знать проявления или, выражаясь научным языком, симптомы. Нарушение осанки, помимо косметического дефекта, сопровождается расстройствами со стороны внутренних органов. У детей с нарушением осанки уменьшается объём движения грудной клетки, снижается жизненная ёмкость лёгких, уменьшено внутригрудное давление. Это приводит к снижению поступления кислорода в систему крови, что, в свою очередь, приводит к снижению физиологических резервов.
Слабость мышц живота приводит к нарушениям нормальной работы органов желудочно-кишечного тракта. Снижение рессорной функции позвоночника способствует постоянным микротравмам головного мозга во время бега и прыжков, что выражается в быстром утомлении и периодическими головными болями. Сила мышц снижается, что ведёт к снижению работоспособности. У детей с нарушением осанки сильные физические воздействия (падение с небольшой высоты, резкие движения туловищем и т.д.) травмы позвоночника возникают чаще, чем у детей с нормальной осанкой.
Я намеренно не упоминаю любимое врачами слово «заболевание», так как нарушение осанки – это только функциональное расстройство, которое вовремя вполне поддаётся коррекции. Всё изменяется не в лучшую сторону, если не предпринимать никаких мер. Тогда, с возрастом возникают осложнения в виде остеохондроза и сколиоза тех или иных отделов позвоночника, а это уже заболевания.
И вот когда у родителей возникли опасения по поводу проблемы с осанкой у своего ребёнка, возникают вопросы: к кому обратиться и что делать?
Разумеется, надо обратиться к врачу, специалисту по такой проблеме. Такой специалист называется хирург-ортопед, принимающий в обычных городских детских поликлиниках или специализированных учреждениях. В последних как метод диагностики применяется метод компьютерной оптической топографии для определения деформации позвоночника.
Менее сложные методы оценки функционального состояния позвоночника, мышечного корсета и определение основных физических качеств проводятся хирургом-ортопедом в условиях детской поликлиники.
Оценка функционального состояния позвоночника включает в себя определение:
Итак, врач осмотрел, поставил диагноз, дал рекомендации посещать занятия по лечебной гимнастике и назначил ношение корректора осанки из эластичных материалов.
Корректор осанки выпрямляет спину, обеспечивает лёгкое разведение лопаток, мягкое выравнивание и разгрузку тел позвонков грудного отдела с сохранением нормального тонуса мышц. Он позволяет компенсировать недостаточность мышечного корсета. Наиболее эффективны корректоры осанки для коррекции кифотической осанки (сутулая и круглая спина). При этом сохраняется необходимый объём движения позвоночника и в то же время происходит коррекция искривлений и разгрузка тел позвонков. Носить его можно во время ходьбы и езды в транспорте, сидя за партой и столом. Понятно, что перед сном корректор осанки необходимо снимать.
По мере восстановления мышечного корсета воздействие корректора осанки уменьшается, и дальше он применяется только для профилактики нарушения осанки. Теперь его воздействие больше «дисциплинирующее». При попытке сутулиться или подъёма одного плеча выше другого корректор «напоминает» о необходимости ровно держать спину и плечи. Нормальная осанка становится привычной.
Прежде всего, сформировать навык правильной осанки.
Для этого необходимо ежедневно проводить следующие мероприятия:
В результате формируется рефлекторное «чувство осанки», позволяющее автоматически держать правильную осанку в любых условиях.
Предупредить проблему всегда проще, чем её решать. Каковы же методы профилактики нарушения осанки? Это, прежде всего, занятия гимнастикой дома и физкультурой в школе. Важное значение имеет соблюдение правильного статико-динамического режима:
Правильная работа за столом во время письма:
Также подчёркиваю необходимость борьбы с неправильными позами ребёнка: косое положение плеча при письме, свешивание левой руки с края стола, положение ноги, подложенной под ягодицу, стояние на одной ноге, согнув другую в колене.
Для исключения перегрузки позвоночника необходимо заполнять ранец только необходимыми на текущий день школьными принадлежностями. Ничего лишнего!
Ребёнок самостоятельно не всегда может контролировать свою осанку. Поэтому так важно участие в этом процессе учителей во время школьных занятий. Но большую часть времени ребёнок всё-таки проводит дома. Именно поэтому ваше влияние на формирование правильной осанки ваших детей окажется решающим.
Здоровье ваших детей – в ваших руках!
А мы напоминаем, что здоровая физическая активность никогда не повредит здоровью ребёнка. Ты можешь заниматься полезным фитнесом с детьми прямо не выходя из дома.
Подберите вместе программу по душе и дай волю юному спортсмену.
1. Детские Олимпийские игры с Иванной Идуш
2. Школа супергероев с Михаилом Прыгуновым
3. Хип-хоп для детей с Валерией Бабаян и её маленькими помощницами Алиной и Марусей
Войдите, чтобы оставить отзыв
#Питание
#Питание
17 марта 2025
#Питание
06 марта 2025
#Питание
#Питание
24 февраля 2025
#Питание
20 февраля 2025
#Питание
17 февраля 2025
#Питание
13 февраля 2025
#Питание
13 февраля 2025
#Питание
10 февраля 2025
#Питание
03 февраля 2025
#Питание
#Питание
27 января 2025
#Питание
21 января 2025
#Питание
17 января 2025