В 14 лет она одна переехала в другую страну ради спортивной карьеры. Ирина Ефимова о поиске и обретении себя
О том, как важна поддержка и вера родителей в собственного ребёнка — в интервью редактора FitStars Медиа Олеси Кнутовой с Ириной Ефимовой. Ещё поговорили о профессиональном спорте, сохранении здоровья, фейсфитнесе и поиске своего дела после завершения спортивной карьеры.
Ирина Ефимова — Health-коуч, специалист по немедикаментозному оздоровлению организма.
— Ирина, зашла в ваш ТГ-канал и отметила, что ваши темы — это здоровье и долголетие. В яблочко с тематикой FitStars Медиа! Мне интересен ваш путь, тем более, что вы специализируетесь на омоложении и оздоровлении без лекарств. Расскажите, как вы пришли к своему делу?
— Я всегда хотела быть врачом. И наверное, стала бы им, если бы не занялась большим спортом. Он перетянул. А у спортсменов путь обычно один — в тренерской стезе, но мне этого не хотелось, казалось слишком простым и неинтересным. Что я хотела, так это заниматься здоровьем. Хотя понимала, что спорт и учёбу в медицинском не получится совмещать. И выбрала что-то максимально близкое: поступила в Москве тогда еще в РГУФК на специальность Адаптивная физическая культура и реабилитация.
Я не врач. Есть врачи ЛФК, а я специалист ЛФК. Врач ставит диагноз и говорит, как восстанавливаться, а специалист выстраивает тренировочную систему, чтобы восстановить человека после травмы, например, или инсульта. Мне было очень интересно этому учиться, но после института по профессии я не работала.
Когда завершила спортивную карьеру, думала, куда мне пойти? Тренером, специалистом ЛФК? Но красота на чаше весов перевесила, и я обучилась на тренера по фейсфитнесу. Сначала для себя, а потом учила женщин делать гимнастику для лица и другие практики естественного омоложения, такие как массаж гуаша, кинезиотейпирование, йога для лица. Я была успешна в этой сфере, потому что получила хорошие знания, летала специально на кадавер-курс в Париж. Училась глубокой анатомии на трупах. Потому что всё, что нарисовано в учебниках — это прекрасно, но на деле лицевые мышцы тонкие, как лепестки роз. И упражнения для лица — это не фитнес в обычном смысле, а больше уходовая история.
Работая с женщинами, я видела, как меняются их лица, но слышала и их запросы. Понимала, что людям этого мало, что им требуется именно база здоровья. Можно стирать морщинки бесконечно, но если нет должной поддержки изнутри и качественного питания для организма, — они будут появляться снова и снова. Тогда для меня всё сложилось в один пазл. Наложилось друг на друга. Так я пришла к теме оздоровления и коррекции образа жизни.
Сон, еда, вода, наши действия, мысли, антистресс-практики, всё это — основа здоровья. И моё дело, health-коучинг, которым я сейчас занимаюсь, добавило то самое недостающее звено, которого так не хватало сначала.
— Ирин, я услышала, что вы профессионально занимались спортом, это было по вашему желанию или родители настояли?
— Меня не хотели отдавать в спорт. Я родилась в Молдавии, где высоких людей мало. И я, девчонка 190 см ростом, сначала занималась не спортом, а музыкой. Мне родители говорили: пока не закончишь музыкалку, никуда больше не пойдёшь.
У меня всё получалось: и музыка, и учёба, — но бегать и прыгать нравилось больше всего. И когда одноклассница, которая ходила на волейбол, сказала: «Слушай, Ир, у нас там так прикольно, мы бегаем, прыгаем, мячи кидаем. Нужны высокие, пойдёшь?» — начала ходить тайком. Но потом перестала, признавшись тренеру, что родители не разрешают. Он пришёл к нам в гости, потому что был знаком с отцом, и сказал ему: «Ты разве не видишь, что дочь высокая, у неё талант, перспективы?!» И на семейном совете было решено: если буду успевать учиться, то буду ходить и на тренировки.
Музыкалку я в итоге не закончила, о чём сейчас жалею. Мне хочется иногда сыграть что-то, но, нет. Я пошла в спорт. Меня взяли в сборную Молдавии. А потом, на соревнованиях в Москве, заметили и пригласили играть сразу в три команды. То есть я просто уехала из дома на соревнования, а прилетела и говорю: «Мама, я переезжаю в Москву, буду там играть в волейбол». Это был шок! Она не ожидала такого поворота, и что так рано придётся отпускать дочь из дома.
— Ирин, а сколько вам лет тогда было?
— Мне было 14 лет. И я искренне благодарна родителям, что они меня тогда поддержали. Они вообще не понимали, куда меня пригласили. В какой-то интернат в лесу. Я помню их слова: «Дочь, обязательно попробуй. Если хочешь, мы тебя поддержим. И знай, если вдруг не получится, ты всегда можешь вернуться, мы тебя ждём дома и примем в любом случае». Они отпустили меня одну из маленького города в другую страну… Не каждый родитель на такое решится. Но у меня всё получилось, я считаю.
— Это, пожалуй, самые важные слова, которые каждый ребёнок хочет услышать. И не только ребёнок.
— Да, это правда. Важно просто верить в ребёнка и дать ему возможность даже ошибиться. Конечно, мне было сложно, были моменты, когда я плакала. Я была мамина дочка, ничего не умела: ни убирать, ни готовить. А тут оказалась одна. Мы жили в школе Олимпийского резерва. Девочки со всей России и зарубежья жили, как маленькие солдатики. Утром подъём, зарядка, завтрак, потом нас из нашего леса везли в ближайшую школу и обратно. Первая тренировка, обед, вторая тренировка. У нас была борьба за места. Конкуренция. Не сыграла, тебя домой отправят. В команде всего 12 человек, а нас 40. И когда мне было грустно, я вспоминала, что у меня есть поддержка. Это подбадривало.
— Это прекрасно на самом деле, что не было ощущения безысходности. А когда у вас это всё завершилось? К 18 годам или позже?
— Ну, сначала были детские команды, потом я подписывала контракты с разными командами городов России. Я играла профессионально, в российской суперлиге. А карьеру завершила в 27 лет. Хотя могла играть дальше - это рано для завершения карьеры, и у меня не было травм. Но случилась любовь. Был выбор: либо поехать играть в Сибирь или за Урал, либо остаться с любимым человеком. Я выбрала остаться. Мы вместе уже 12 лет. У нас родилась дочка. А потом я пошла искать себя.
— Сейчас вы ведёте индивидуальные программы или групповые?
— У меня основная специализация — персональное наставничество по коррекции здоровья и образа жизни, длится оно 4 месяца. При этом возможно работать и 1 месяц, для тех, кто хочет попробовать такое взаимодействие или получить чёткие рекомендации и внедрять их дальше самостоятельно.
Хочу также отметить, что в моей команде есть интегративные врачи различных специальностей и всё, что связано с медицинской частью в программе — это сфера врача, он интегрирован в мою программу. Так же как и гештальт-терапевт или специалист по РПП, если потребуется. Мои подопечные получают полную заботу о своём здоровье и экономию времени, обращаясь ко мне.
В мини-группах тоже работаю, люблю вести их сама, мне нравится групповая динамика. Они короче, от 10-дневных марафонов до программ на 5 недель. Сейчас, например, у меня идёт марафон SugarFree. Мы говорим о базе здоровья, внедряем привычки и получаем результат. Корректируем рацион, питьевой режим, сон. То есть всё вокруг здоровья вертится.
Фейсфитнес тоже остался со мной. Но регулярные группы, как раньше, я не собираю. Работаю индивидуально, по запросу.
С полезными письмами по пятницам от FitStars Медиа. Кстати, в первом письме инструкция для поддержания твоей мотивации. Присоединись к нашему email-сообществу и регулярно читай: советы по питанию, фитнес-рекомендации от тренеров и квалифицированных экспертов, истории героев, которые смогли🔥
С полезными письмами по пятницам от FitStars Медиа. Кстати, в первом письме инструкция для поддержания твоей мотивации. Присоединись к нашему email-сообществу и регулярно читай: советы по питанию, фитнес-рекомендации от тренеров и квалифицированных экспертов, истории героев, которые смогли🔥
— Ирин, вопрос такой: а что сейчас из спорта осталось в вашей жизни?
— Знаете, я долгое время играла в волейбол профессионально и после завершения года три у меня было категорическое «нет!». Даже мяча в моей квартире не было. Мне хотелось пожить другой жизнью. Сейчас я могу взять мяч, поиграть. Но профессиональный спорт накладывает свой отпечаток, мне неинтересно играть с любителями, а до уровня профессионалов я уже сама не дотягиваю.
Без спорта я себя не вижу. Движение — это про меня. Я много занималась пилатесом. Он помог мне восстановиться после спорта. Я счастлива, что у меня не было крупных травм или профессиональных операций, но после спорта то колено ныло, то плечо.
К тренеру на пилатес я ходила 5 лет, прорабатывала глубокие мышцы. И сейчас я себя хорошо чувствую. Комфортно. Тело подтянуто. Мне это нравится. Во время беременности занималась йогой для беременных, после родов восстанавливалась пилатесом. Когда я полноценно восстановилась, начала заниматься функциональным тренингом с персональным тренером. Мы вместе с супругом занимаемся вдвоем, с нами тренер параллельно работает. А группы не люблю. Групповой спорт меня пресытил, люблю чтобы со мной занимались лично.
Фейсфитнесом занимаюсь. Но не каждое утро. Это всё-таки не спорт и не система тренировок. Дисциплина помогает вначале, чтобы наработать навык движений. Сейчас для меня фейсфитнес — это система ухода за собой. То есть я умываюсь и делаю сразу какие-то упражнения. Если замечаю, например, что лицо отекло, сбился сон или перелёт был, то делаю курс неделю-две, а потом могу сделать перерыв. В общем, по ощущениям. Не постоянно.
Ещё я начала бегать. В спорте — ненавидела бег, потому что он был вариантом тренировок. А сейчас бегаю по утрам уже три недели и хочу ввести это в привычку.
— А вы бегаете без заморочек, типа отслеживания пульса, скорости, шагомера, кроссовок специальных?
— Сейчас скажу, как коуч: чем больше ограничений и условий себе ставить, тем меньше шансов, что человек в итоге куда-то побежит. У взрослого человека привычка появляется двумя способами: либо количеством повторений, либо осознанным направлением внимания. По-другому нельзя. Тут я беру количеством. Меньше думать, больше бегать.
Да, я бегу в часах, чтобы фиксировать тренировку в расписании, но пульс не отслеживаю. Кроссовки у меня профессиональные, беговые, чтобы поддерживать стопу, это всё-таки безопасность, основа. Тут уж не до моды.
Что я купила себе специально для бега — это пояс, куда телефон можно положить. Остальное у меня было. И ещё момент: я не слушаю ничего в наушниках, потому что для меня бег — это возможность посмотреть по сторонам, на природу, заметить что-то, убрать информационный шум и лишнюю информацию. Её и так очень много. Бег для меня — это переключение. Поэтому никаких наушников, только звуки природы.
— Ирин, давайте чуть-чуть переместимся в сторону борьбы со стрессом. Есть у вас ритуалы, техники, которые помогают с ним справляться?
– Да. Это спорт и движение. Однозначно! Хотя, кажется, должно быть наоборот. Когда человек в стрессе, вроде бы надо полежать, отдохнуть, но даже исследования есть, что физические упражнения в этом случае лучше. Они при стрессе, кстати, должны быть низкоинтенсивными. Это обязательно. Только тогда мозг переключается. Йога, пилатес, дыхательная гимнастика, прогулки.
А когда появляется энергия, восстанавливается гормональный баланс, тогда уже можно подключать бег или что-то другое. Я когда бегать начала, сначала больше ходила. Но быстро. Это была подготовка. Сразу не надо выходить и бежать 9 километров. Надо походить, посмотреть на свои возможности.
Я изучаю работу мозга, точнее, как внедрять привычки через работу мозга. И люблю две практики. Перед сном выгружаю мысли в дневник. Их не обязательно расписывать так, чтобы потомки читали, достаточно просто выгрузить.
И вторая, для которой нужны всего 3 минуты. Надо ответить себе: как я себя чувствую в эмоциональном плане? Кто не умеет отслеживать эмоции, можно по шкале отмечать, где зелёная зона — это мне хорошо, жёлтая — средне и красная — всё плохо. Второе, это замечательный момент дня. Что было в течение дня такого, на что можно обратить внимание? Желательно, конечно, позитивные моменты брать. Потому что замечательный тут от слова «заметить». День может быть плохим, но ты заметила красивый цветок на клумбе. И на этот замечательный момент ты будешь опираться и нести эту совершенность в душе. И третий момент: фокус следующего дня. Мы все страдаем многозадачностью. Хотим всего и сразу, но фокус достаточно держать всего на трёх вещах. Это для мозга комфортно.
В идеале всё это, конечно, записывать. Я лежу и продумываю: эмоции, замечательный момент, фокус. Всё! Это помогает планировать, а меня просто собирает. Я понимаю, что было что-то классное в этом дне. И даже если у меня миллион задач, понимаю, что реально могу сосредоточиться только на трёх, а об остальном — подумаю. Это мне очень помогает, собирает в кучку, снижает тревожность..
— А медитации практикуете?
— Медитации включаю, когда надо быстро отдохнуть, переключиться. Тогда слушаю что-то релаксовое. Самостоятельно за 15 минут я не успею перезагрузиться, а с помощью проводника и медитации, да.
— Ирин, ещё питания хотелось коснуться. Расскажите, что у вас обязательно есть в рационе, а от чего вы отказываетесь?
— Питание — это классная история. Я, когда показываю в соцсетях, что ем, получаю отзывы: о как же круто, а вот я так не могу. Пишут, что работают и не успевают столько готовить. А я готовлю максимально просто, максимально быстро и пропагандирую именно это. Чем проще еда, тем лучше. Для меня это основное.
Но я за разнообразие и против отказов. Чем больше ограничений, чем меньше остаётся продуктов, тем больше мы обедняем свой микробиом. Мы его не питаем. А микробиом — это основа иммунитета. Поэтому я за разнообразное питание и разные вкусы. Должно быть и сладкое, и горькое, и кислое, и солёное. В общем, я за 2–3 полноценных приёма пищи без лишних перекусов, особенно высокоуглеводных.
И ещё я начинаю еду с зелени. Сначала таз салата, а потом, пожалуйста, бургер. Его я ем не каждый день и даже не каждую неделю, но раз в два-три месяца могу себе позволить, потому что знаю, как вред нивелировать. В общем, ограничения — это не очень хорошая история.
Я рекомендую замечать, на что организм реагирует. Многие же его сигналы игнорируют. Например, мы даём ему неподходящий продукт, организм отвечает бурлением в животе — мы игнорируем. В следующий раз организм даст сигнал прыщом — мы снова не обратим внимания. А в третий раз и дальше организм уже не будет подавать сигналы, раз мы их не чувствуем. Он просто будет перерасходовать свои ресурсы на борьбу с этим неподходящим ему продуктом. И вместо того, чтобы давать нам энергию, он будет её направлять на эту борьбу.
Поэтому я за то, чтобы понимать, а что мы едим и нужно ли это нам? Для этого есть разные способы. Можно просто отслеживать реакцию организма, можно сдать анализы на пищевые непереносимости. Я вроде бы давно всё про себя знаю, давно в теме ЗОЖа, но тут сдала этот анализ и поняла, что реакции, которые можно скорректировать, у меня есть. Причём на самые любимые продукты. И теперь у меня новый челлендж: обойтись на какое-то время без этих продуктов, перестроить организм, дать ему отдохнуть, а потом вернуть их.
Я очень люблю заниматься вопросами здоровья. Это несложно для меня, интересно, эффективно. Я вижу отдачу. Это классное вложение в себя. 10% своего внимания я направила на питание, на планирование рациона и своего дня — и эта инвестиция лучше всяких банков. Она даёт самый большой процент: энергию, силы, качество кожи, стройность, блеск в глазах. То, что не купишь ни за какие деньги. Поэтому я и вкладываю в себя.
— Здорово, спасибо, Ирин. И завершающий вопрос: какими лайфхаками вы можете поделиться с женщинами и мужчинами, которые понимают, что пора заняться здоровым образом жизни, но оттягивают начало, потому что боятся сорваться.
— Тут можно пойти двумя путями. Например, через страшилки. Можно подумать: есть ли у тебя вторая жизнь, если эту ты пропускаешь, а не проживаешь её так, как хочется? Понять: второй жизни нет, надо жить здесь и сейчас. Тогда и не захочется себе в чём-то отказывать. И не нужно отказывать, надо просто понимать меру, качество и последствия.
Но я за другой подход. За минимальные шаги и движение вперёд. Не нужно ждать особенных условий. Их не будет. И если хочется начать, надо сделать что-то маленькое. Потому что самая большая ошибка, — это желание изменять всё и сразу. Сменить рацион и начать бегать с понедельника. Ну невозможно так! Мозг сразу скажет, нет. Хватит на неделю, а потом будет срыв. И зажор. Это доказано многочисленными исследованиями по мозгу. Поэтому надо начинать с одного шага.
Подумать: чему завтра посвятить 10 минут своего времени? Посмотреть, какие продукты есть в холодильнике. Послезавтра составить корзину питания, добавить туда порцию салата. Дальше ещё что-то. Одно действие в день! Но к каждому потихоньку прибавлять что-то ещё. И постепенно вы не заметите, как измените свой образ жизни.
Ещё один важный момент: не делать для цели. Поставить задачу похудеть на 20 кг, например, и сидеть трястись над ней. Нет. Надо полюбить этот процесс. Когда ты что-то делаешь с интересом, тогда и не замечаешь тех маленьких шагов. А вес снижается, настроение улучшается, привычка приобретается. Всё складывается.
Это основная рекомендация: полюбить эти действия и делать по чуть-чуть. Принцип маленьких шагов. Чем меньше шаг, тем больше вероятность, что привычка с вами останется. Чем больше запрос, тем сложнее. И, конечно, проще всего обратиться к специалисту. Если самостоятельно сложно, если пробовали всё, но не получается, есть люди, которые помогут, сопроводят, подскажут, погладят по головке, разрешат съесть бургер, но напомнят, что вместе с ним надо съесть и тазик салата. Всё можно, главное, понимать, для чего.
— Ирин, спасибо вам большое за беседу. Мне ваш путь показался витиеватым, но он привёл вас туда, куда нужно.
— И вам спасибо, Олеся. Особенно за интересные вопросы. Всего вам доброго.
Ссылки на ресурсы Ирины Ефимовой: Тг-канал, запрещённая соцсеть, сайт.
Вам может быть интересно
Получить чек-лист
Оставь имейл, и мы тебе пришлем
чеклист по здоровому образу жизни
Отзывы о статье