
Автор статьи
Ольга Штокалова
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Написано
71 статья
Оглавление
{{ banner_block|raw }}
«О вкусах не спорят!» — известная пословица. Давайте разберёмся, что же такое вкус и почему действительно нет смысла о нём спорить.
Вкусовые предпочтения формируют наш рацион и пищевое поведение, причём этот процесс начинается ещё внутриутробно и продолжается на протяжении всей жизни. Ученые из Франции в своём исследовании проследили за особенностями питания детей с двух до 22 лет и установили, что вкусовые предпочтения подростков и взрослых были такими же, как и в раннем возрасте.
Именно поэтому важно с раннего возраста прививать правильные пищевые привычки — это не только способствует укреплению здоровья, но и положительно влияет на качество питания.
Вкусовые ощущения начинаются со вкусовых рецепторов, расположенных на языке и нёбе. Именно они помогают нам принять решение какой будет находящаяся во рту пища: горькой, кислой, сладкой или солёной.
Однако вкусовые рецепторы плода начинают работать ещё в утробе матери и напрямую связаны с её питанием. Уже тогда формируется вкусовая память, которая в дальнейшем влияет на предпочтение сладкого, кислого или солёного вкуса.
Регулярное употребление женщиной полезных продуктов во время беременности повышает вероятность того, что ребёнок будет воспринимать их с большей охотой. Поэтому правильно сбалансированный рацион беременной и кормящей матери играет ключевую роль в формировании пищевых привычек малыша и может скорректировать его врождённую тягу к сладкому и солёному.
Если в рацион будущей мамы входят разные виды овощей, фруктов и белковых продуктов, ребёнок в будущем с большей вероятностью будет воспринимать их положительно. Так, исследование показало, если будущие матери в течение последних недель перед родами пили морковный сок, то их младенцы в последующем предпочитали прикорм также с морковным вкусом.
Другие учёные выявили еще один важный фактор, оказывающий влияние на формирование детских вкусовых предпочтений: дети женщин, страдавших токсикозом, чаще тяготеют к солёной пище.
В первые месяцы жизни развитие вкусовых предпочтений во многом зависит от запахов пищи. Уже к 11-й неделе беременности плод через околоплодную жидкость ощущает ароматы продуктов, которые употребляет мать. То же самое происходит после рождения малыша. Это связано с тем, что ароматические вещества из пищи попадают в грудное молоко матери, изменяя его вкус и запах.
Поэтому дети на грудном вскармливании знакомятся с более широким спектром вкусов, отражающим рацион и традиции питания матери, чем младенцы на искусственном вскармливании.
Ученые в своей работе доказали, что младенцы, вскармливаемые грудным молоком, быстрее адаптировались к новым продуктам прикорма. Это объясняется большим «чувствительным опытом» как результат эволюции: продукты, которые женщина ест во время беременности и кормления грудью, наиболее доступны матери в условиях данной окружающей среды, а значит, эти продукты раньше всего попробует и ребенок.
Вывод очевиден: рацион кормящей матери должен быть полноценным и разнообразным, включая те продукты, которые она планирует вводить в питание ребенка в будущем. Это поможет малышу легче адаптироваться к новым вкусам и сформировать здоровые пищевые привычки.
Сладкие продукты изначально воспринимаются человеком как приятные, в отличие от горьких. Уже в первые часы жизни младенцы реагируют на сладкий вкус расслаблением мышц и сосательными движениями. Более того, сладкое оказывает легкий обезболивающий эффект, поэтому ранее новорожденных в роддомах поили глюкозой.
Врожденное предпочтение сладкого связано с его калорийностью и способностью обеспечивать длительное насыщение. Это предпочтение остается стойким в детстве и начинает ослабевать лишь в подростковом возрасте, в отличие от горького вкуса, восприятие которого может меняться.
Исследование показало, что ранний опыт употребления сахара влияет на будущие вкусовые предпочтения. В эксперименте шестимесячных младенцев разделили на две группы: одной регулярно давали подслащенную сахарозой воду, а другой – нет. К двум годам дети из первой группы проявляли большее желание есть сладкое.
Поэтому родителям важно тщательно контролировать содержание соли и сахара в продуктах прикорма. Оптимальным выбором являются детские продукты из фруктов или злаков без добавления сахара.
Интересно, что негативная реакция на слабые горькие растворы появляется у младенцев только к 2–3-недельному возрасту. Это свидетельствует о том, что восприятие оттенков горького вкуса формируется уже после рождения по мере созревания рецепторной системы. Учитывая этот факт, ранее детские врачи нередко назначали младенцам при болях в животе очень горький 2% раствор папаверина гидрохлорида.
В первые два года жизни дети с большим удовольствием воспринимают новые вкусы, чем в последующие. Рацион питания в этом возрасте должен быть составлен из качественных и разнообразных продуктов, соответствующих физиологической потребности ребенка. Для восприятия нового вкуса может потребоваться до 8-10 раз повторного введения нового продукта.
Набор продуктов, которые ребенок предпочитает в 2-3 года, обычно остается постоянным в последующие годы. Это касается не только отдельных продуктов, но и разных оттенков их вкуса.
Постепенное знакомство здорового ребёнка с различными продуктами питания не только развивает его вкусовые ощущения, но и помогает избежать пищевой неофобии — боязни новых продуктов. Сегодня на российском рынке представлен широкий ассортимент детского питания, позволяющий составить разнообразное меню для формирования здоровых вкусовых предпочтений.
На развитие пищевых привычек ребёнка также влияют:
Когда родители сами выбирают здоровую пищу, они подают ребёнку положительный пример. Именно ранний детский возраст можно считать критическим периодом для формирования пищевых предпочтений.
Приём пищи — это не только физиологический, но и социальный процесс. Дети не могут готовить еду самостоятельно, поэтому нуждаются в участии взрослых. Мамы, папы, бабушки и дедушки часто присутствуют при кормлении, и их поведение за столом оказывает значительное влияние на восприятие еды ребёнком.
С раннего возраста дети усваивают правила поведения за столом, очередность подачи блюд на завтрак, обед и ужин. Например, большинство из них знают, что десерт обычно подаётся после основного блюда.
Социальные факторы также влияют на формирование вкусовых предпочтений. Дети охотнее пробуют те продукты, которые подаются в праздничной атмосфере, например на днях рождения и других торжествах.
В то же время строгие запреты на вкусную еду могут лишь усилить желание попробовать её. Когда настойчивые уговоры съесть «полезный» продукт в обмен на поощрение (например, просмотр мультфильма или дополнительное время для игры) нередко вызывают у ребёнка отторжение. Такая тактика родителей может привести к нежелательным последствиям, закрепляя у ребёнка склонность к калорийной и сладкой пище.
Психологическое неприятие продукта иногда может вызывать функциональные симптомы, такие как тошнота или боль в животе, даже если никакого заболевания нет. В то же время калорийная пища, наоборот, ассоциируется с приятным чувством насыщения и комфортом, что может способствовать формированию устойчивых предпочтений в питании.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для формирования у детей правильных пищевых привычек, усвоения культурных традиций питания и развития вкусовых предпочтений.
Новые блюда лучше предлагать в начале приёма пищи, когда ребёнок ещё голоден. Если он отказывается, не стоит настаивать — можно попробовать снова позже, изменив способ приготовления или добавив новый ингредиент в знакомое блюдо.
1. Регулярность — это важнейший аспект режима питания. Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Соблюдение определенного времени для еды важно в любом возрасте, но особенно значимо для детей 6-7 лет, когда происходит активный рост и развитие. У ребенка должно быть четкое представление о том, что еда — это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин.
2. Разнообразие — широкий вкусовой кругозор. Важно, чтобы ребенку нравились разные продукты и блюда. Необходимо помочь ему понять, что вкусная еда не всегда является полезной.
3. Адекватность — правильное восполнение энергетических затрат организма. Важно сформировать у детей представление о том, какое количество пищи достаточно для насыщения, а какое — избыточно или недостаточно.
4. Безопасность — соблюдение правил личной гигиены и умение различать свежие и несвежие продукты. Ребенок должен понимать, что несвежие продукты есть нельзя. То же касается и незнакомых блюд, которые могут содержать опасные аллергены. Знакомство с незнакомыми продуктами должно происходить только в присутствии взрослого и с его согласия.
5. Удовольствие — прием пищи должен быть приятным процессом, проходящим в теплой и уютной атмосфере, за красиво сервированным столом. С года дети должны привыкать есть за общим столом вместе со взрослыми. Это помогает усвоить правила приёма пищи, улучшает аппетит и способствует интересу к новым продуктам, особенно если взрослые едят их с удовольствием. Важно научить детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.
Школьный возраст — ключевой период для закрепления у детей правильных пищевых привычек, формирования здоровых предпочтений и развития осознанного подхода к питанию.
1. Регулярность и режим питания. Прием пищи должен быть не реже 5 раз в день. Основные приемы пищи — завтрак, обед и ужин, дополнительные — второй завтрак, полдник и второй ужин. Время приемов пищи должно быть одинаковым каждый день. Ешьте не спеша, сидя за столом, тщательно пережевывая. Большая перемена длится 20 минут — этого времени достаточно для полноценного приема пищи.
2. Сбалансированное меню. Важно получать в школе все необходимые блюда: горячий завтрак и (или) обед. Завтрак должен включать горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао или кофейный напиток). Дополнительно могут подаваться овощи, фрукты, ягоды, орехи или йогурты — источники витаминов, микроэлементов и клетчатки. Обед включает овощной салат, первое блюдо, основное второе блюдо из мяса или рыбы, гарнир из овощей или круп и напиток (компот или кисель).
3. Питание на ночь. Ужин должен быть легким и не превышать 25% от суточной калорийности, чтобы избежать переедания перед сном.
4. Полезные продукты и блюда. В рацион школьника важно включать продукты с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, такие как зелень, ягоды и мед (при отсутствии на него аллергии). Предпочтение следует отдавать тушеным, отварным, приготовленным на пару и запеченным блюдам.
5. Ограничение сахара и соли. Сократите потребление сахара до 3 чайных ложек в день, соли — до 1/2 чайной ложки. Не досаливайте готовые блюда и уберите солонку со стола. Минимизируйте употребление сладких продуктов, таких как конфеты, шоколад, вафли, печенье и выпечка.
6. Исключение вредных продуктов. Из рациона школьника должны быть исключены продукты с усилителями вкуса, красителями, колбасы и консервы.
7. Гигиена перед едой. Мыть руки перед каждым приемом пищи — важная привычка. Тщательно мойте руки теплой проточной водой не менее 30 секунд, уделяя внимание всем частям рук: ладоням, пальцам, межпальцевым промежуткам и тыльными поверхностям кистей. В конце ополосните руки и вытрите насухо.
В заключение можно сказать, что формирование вкусовых предпочтений ребенка — это сложный и многогранный процесс, который начинается еще в утробе матери и продолжается на протяжении всего детства. Важно отметить, что питание матери, ее рацион и стиль питания напрямую влияют на восприятие пищи ребенком в будущем.
Таким образом, комплексный подход к питанию, начиная с беременности и заканчивая ранним детством, имеет решающее значение для формирования здорового отношения ребенка к пище на всю жизнь.
В школьный класс, как в первый раз. Разбираемся, как правильно настроить ребёнка на учёбу, организовать ему рабочее место, чередовать учёбу и отдых, правильно питаться и многое другое.
Собираем ребёнка в школу: полезный перекус. Чем накормить ребёнка в школе — насущный вопрос для многих родителей, ведь хочется дать детям лучшее, полезное и питательное, а заодно и уберечь от сладкого, жирного, вредного. Контроль не всегда помогает, но как же повлиять на питание чада вне дома?.. Попробуем разобраться в статье.
Ожирение у детей: пухленький — не значит здоровый. В статье речь пойдёт о детском ожирении.
1. Захарова, И.И. Дмитриева, Ю.А. Роль продуктов прикорма в формировании вкусовых предпочтений у ребенка. Медицинский совет, 2011. (11-12), 76-80. Дата обращения 12.03.2025.
2. Mennella J.A., Jagnow C.P., Beauchamp G.K. Prenatal and postnatal flavor learning by human infants. Pediatrics 2001; 107(6): E88. Дата обращения 12.03.2025.
3. Crystal S.R., Bernstein I.L. Morning sickness: impact on offspring salt preference. Appetite 1995; 25: 231–240. Дата обращения 12.03.2025.
4. A prospective study of food preferences in childhood / S. Nicklaus, V. Boggio, C. Chabanet, S. Issanchou // Food Quality and Preference. 2004. Vol. 15, No. 7-8. 805-818. Дата обращения 12.03.2025.
5. Beauchamp G.K., Moran M. Acceptance of sweet and salty tastes in 2-year-old children // Appetite. 1984. Vol. 5, 4. 291-305. Дата обращения 12.03.2025.
6. Sullivan S.A., Birch L.L. Infant dietary experience and acceptance of solid foods. Pediatrics 1994; 93: 271–277. Дата обращения 12.03.2025.
Верстка статьи | |
Арсентьева Анастасия | Петренко Ирина |
Во внутриутробном периоде плод уже воспринимает вкус околоплодных вод, который зависит от рациона матери. Если беременная женщина регулярно употребляет овощи, фрукты и другие полезные продукты, ребёнок с большей вероятностью будет принимать их в будущем.
Через грудное молоко малыш знакомится с разными вкусами, поскольку его состав меняется в зависимости от питания матери. Это помогает ребёнку легче адаптироваться к новым продуктам во время прикорма и в дальнейшем воспринимать разнообразную пищу.
Предпочтение сладкого заложено на биологическом уровне, так как сахар даёт быструю энергию и ощущение комфорта. Однако чрезмерное потребление сладкого в раннем возрасте может привести к формированию нездоровых привычек, поэтому важно контролировать количество сахара в рационе.
Не стоит настаивать — лучше предложить продукт снова через несколько дней, изменив способ приготовления или добавив его в любимое блюдо. Иногда требуется до 8–10 попыток, чтобы ребёнок привык к новому вкусу.
Войдите, чтобы оставить отзыв
#Питание
13 апреля 2025
#Питание
08 апреля 2025
#Питание
#Питание
17 марта 2025
#Питание
07 марта 2025
#Питание
#Питание
28 февраля 2025
#Питание
24 февраля 2025
#Питание
21 февраля 2025
#Питание
18 февраля 2025
#Питание
15 февраля 2025
#Питание
14 февраля 2025
#Питание
10 февраля 2025
#Питание
04 февраля 2025
#Питание