
Автор статьи
Ольга Штокалова
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Написано
71 статья
Оглавление
{{ banner_block|raw }}
Всем нам с детства знакома сказка о мальчике Маугли, выросшем в джунглях и воспитанным дикими зверями. После многих приключений он вырос смелым, ловким, умным и, в конце концов, вернулся к людям. Увы, это всего лишь красивая сказка.
Известно множество реальных историй о «детях-маугли», которые, вернувшись в общество людей, так и не смогли стать полноценными людьми. Одна из причин – задержка речевого развития из-за отсутствия общения с себе подобными. Попытки обучения не имели успеха, так как был упущен ранний период, когда закладывается то важное, что отличает человека от животного мира – наличие речи.
Развитие речи ребёнка происходит под влиянием общения со взрослыми и во многом зависит от достаточной речевой практики, нормального языкового окружения, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и даёт образец речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций не происходит в срок (с первых дней жизни и до 3-х лет), то в развитии личности наступают необратимые изменения, компенсировать которые в более позднем периоде не удаётся.
Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.
Отклонения в развитии нервно-психических функций, в том числе речевого развития у детей раннего возраста в большинстве случаев своими корнями уходят в перинатальный период.
Также причинами отставания в развитии речи могут быть:
патология течения беременности и родов;
генетические факторы (если у родственников были нарушения устной речи: позднее появление, проблемы со звукопроизношением, заикание);
поражение органа слуха;
общее отставание в психическом развитии ребёнка;
социальная депривация (недостаточное общение и воспитание);
физическое отставание в развитии;
перенесённые в раннем возрасте тяжёлые заболевания;
ослабленный организм;
неполноценное питание.
Для группы высокого риска по задержке речевого развития можно выделить следующие категории детей:
1. Дети с нарушениями в центральной нервной системе (ЦНС), у которых структурные изменения выявлены в первые 3 месяца жизни.
2. Недоношенные дети особенно дети с экстремально низкой массой тела.
3. Аутизм и общее отставание в психическом развитии.
4. Дети с нарушениями слуха. Это одна из наиболее распространённых причин изолированной задержки речевого развития. Даже умеренное и постепенно развивающееся снижение слуха может повлиять на развитие речи.
Признаки нарушения слуха у детей:
отсутствие реакции на звуковые сигналы;
неспособность имитировать звуки;
избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей (особенно у детей постарше).
При подозрении на потерю слуха необходимо провести аудиологическое исследование, чтобы подтвердить или исключить проблемы со слухом.
Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем эта формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения речи – веский повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, ЛОР-врачу, психиатру, а также логопеду и психологу. Чем раньше начата коррекция, тем выше шанс успешно развить речевые и когнитивные навыки ребёнка.
Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.
Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи.
В первый год жизни у ребёнка происходит подготовка органов речи к произношению звуков. Гуление, «свирель» и лепет — это своего рода игра, которая приносит малышу удовольствие. На протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, таким образом тренируясь в артикуляции. Одновременно с этим происходит активное формирование понимания речи.
Важным показателем развития речи до полутора–двух лет является не столько произношение, сколько понимание обращённой речи. Ребёнок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращённую к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции.
Обычно на втором году жизни слова и звукосочетания становятся инструментом общения, то есть развивается экспрессивная речь.
Эти показатели помогают определить, насколько правильно развиваются речевые навыки у малыша. Вот ключевые этапы, которые говорят о хорошем прогрессе в речи:
1. Появление ясных и осмысленных слов, умение понимать чужую речь в 9–18 месяцев.
2. С 1,5–2 лет — быстрое развитие собственной активной речи, рост словарного запаса. Количество слов, которые малыш понимает в этом возрасте (пассивный словарь), больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
3. Появление фраз из 2-х слов в 1,5–2 года, из 3-х слов в 2–2,5 года, из 4-х и более слов — в 3–4 года.
Рост объёма активного словаря:
к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов;
2-м годам – до 150–300 слов;
3-м годам – до 800–1000 слов;
4-м годам – до 2000 слов.
Родителей должны насторожить дети, которые не пытаются говорить в возрасте 2–2,5 лет. В этот период речь ребёнка обычно развивается, и отсутствие словарного запаса при способности произносить отдельные звуки может быть признаком проблемы. Однако существуют и более ранние признаки, которые могут указывать на возможные отклонения в речевом развитии.
1. Признаки задержки речевого развития в раннем возрасте
На первом году жизни родители должны обратить внимание на следующее:
отсутствие или слабое выражение гуления, лепета, первых слов;
неумение или затруднение в реакции на обращённую речь взрослых.
Если годовалый ребёнок не понимает часто употребляемые слова, не имитирует звуки или не реагирует на речь взрослых, это может указывать на проблемы. В таких случаях важно как минимум обратиться к ЛОР-врачу или сурдологу, чтобы исключить возможные слуховые нарушения.
2. Речевое развитие в 2–2,5 года
Если в этом возрасте ребёнок:
не проявляет активной речи;
имеет бедный словарный запас;
не понимает простые вопросы и не может показать изображение на картинке, то это явное основание для обращения к детскому неврологу или психиатру.
{{ info_block_small|raw }}
3. Особенности развития речи у некоторых детей
Есть категория детей, которые к 2–2,5 годам успели сформировать определённый словарный запас, но по каким-то причинам ограничивают его использование в привычной обстановке. В таких случаях родители могут начать беспокоиться, часто посещая врачей в поисках решения проблемы. Однако зачастую это не приносит результатов до тех пор, пока не изменятся условия окружающей среды.
Одним из таких изменений может стать начало посещения детского сада. Общение со сверстниками и воспитателями стимулирует активное речевое развитие. Вскоре ребёнок начинает говорить больше, и родителям кажется, что его речь невозможно остановить.
4. Задержка речи на 3–4 году жизни
Если в эти годы у ребёнка речь остаётся плохо сформированной, несмотря на нормальные возрастные рамки её развития, это может потребовать вмешательства логопеда.
Отсутствие своевременной помощи детям с недоразвитием речи может привести к ряду негативных последствий:
нарушения в общении со сверстниками и взрослыми;
трудности с адаптацией в детском коллективе;
незрелость эмоциональной сферы и поведения;
низкая познавательная активность.
Важно помнить, что чем раньше родители обратят внимание на задержки в развитии речи и получат профессиональную помощь, тем меньше вероятность возникновения долгосрочных проблем в будущем.
Выделяют функциональные и органические задержки речевого развития.
Обусловленные педагогической запущенностью. Гуление и лепет появляются в обычные сроки, но немного задерживается накопление словаря и появление фразовой речи. Психомоторное развитие обычно соответствует возрасту, интеллектуальное развитие в норме. С началом коррекционной работы или посещения детского дошкольного учреждения речь быстро развивается.
{{ post_2143|raw }}
Обусловленные соматической патологией. Отмечается нарушение речевого развития на этапах позднего лепета, первых слов и фразовой речи в связи с каким-либо соматическим заболеванием (тяжёлые врождённые пороки сердца, муковисцидоз, перенесённая нейроинфекция, эпилепсия). Ребёнок может некоторое время молчать, а после выздоровления его речь начинает бурно развиваться. Психомоторное и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. К 4–5 годам может ещё отмечаться нарушенное звукопроизношение.
Задержки конституционального характера. Речевое развитие у ребёнка проходит в более поздние сроки, но впоследствии к 4–5 годам соответствует возрастной норме, хотя может отмечаться нарушенное звукопроизношение. Специальной коррекции речи не требуется, достаточно коррекции звукопроизношения, с чем справится профессиональный логопед.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем доречевом периоде развития ребёнка.
Гуление и лепет появляются в разное время. Скудное гуление может проявиться после 3 месяцев, ранний лепет — в 8–10 месяцев, а поздний — после 1 года. Иногда развитие речи замедляется, и ребёнок к 2 годам активно использует жесты для общения. Словарный запас в этот период накапливается медленно, в основном с помощью лепетных слов. Пассивный словарь значительно превышает активный, что создаёт у родителей впечатление, что ребёнок всё понимает, но «ленится» говорить.
К 3 годам активный словарь ребёнка обычно составляет не более 50 слов, и иногда появляются фразы из 2–3 слов. У детей с алалией активный словарь и фразовая речь отстают от возрастной нормы. Моторное развитие соответствует возрасту, но такие дети часто гиперактивны, эмоциональны, капризны и плаксивы, так как их речь плохо воспринимается окружающими. Интеллектуальное и психическое развитие близки к норме.
Дети с такими особенностями требуют длительной коррекционной работы, так как спонтанное развитие речи маловероятно. Им часто назначают медикаментозное лечение, которое важно начинать как можно раньше.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.
Дизартрии у новорождённого часто предшествуют низкие оценки по шкале Апгар, слабость крика или его отсутствие, а также нарушения сосания и глотания. В дальнейшем крик у таких детей остаётся тихим, дети вяло сосут, попёрхиваются, отчего молоко вытекает из носа. Ребёнок долгое время не может жевать, кусать, давится твёрдой пищей, плохо пьёт из чашки.
По мере роста гуление и лепет остаются однообразными и появляются в более поздние сроки. Первые слова появляются после полутора лет, накопление словарного запаса идёт медленно, хотя обращённую к ним речь дети понимают. Говорить фразами ребёнок начинает к 3 годам, но из-за неразборчивости речь не всегда понятна окружающим.
Задержка развития речи из-за нарушений слуха. Все дети этой группы имеют ограниченные навыки слухового восприятия. Для общения они пользуются жестами и отрывистыми звуками, а не устной речью. Некоторые могут повторять за взрослыми отдельные звукоподражания вроде «мяу», «пи-пи» и др., а иные не произносят никаких звуков, но могут повторить артикуляцию взрослого без голоса.
Задержка речи аутического характера. Раннее развитие таких детей соответствует норме, но имеет особенности с самого рождения. Особенно заметным это становится после первого года жизни: с ребёнком трудно общаться или привлечь его внимание. На первый план выходит задержка речевого развития.
Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к логопеду, психологу, психоневрологу или даже психиатру.
Задержка психического развития — это несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка. Подробное описание клиники ЗПР не требуется, так как многие уже сталкивались с детьми, имеющими такие особенности развития.
Речевое развитие также не соответствует их возрасту: гуление и лепет появляются в более поздние сроки. Первые слова появляются после двух лет. Словарь отличается скудностью и бедностью. Фразовая речь из отдельных слов появляется к 3 годам, смысловой контекст которой не всегда понятен окружающим. Понимание обращённой речи даётся с трудом.
Задержка речевого развития, обусловленная интеллектуальной недостаточностью. Речевое развитие ребёнка протекает с нарушениями с более поздними сроками и зависит от степени интеллектуального недоразвития.
Некоторые тяжёлые пороки умственного и физического развития можно выявить уже в раннем возрасте. К ним относится синдром Дауна, Шерешевского-Тернера и другие генетические или пороки развития центральной нервной системы, которые вызывают тяжёлые расстройства психики и интеллекта.
Раннее выявление заболеваний ещё до рождения, внимательное обследование и правильный диагноз помогают выбрать нужные меры для ранней реабилитации.
Профилактика заболеваний во время беременности, правильный уход за новорождёнными в роддоме, слаженная работа врачей специализированных отделений, а также консультации в детских медицинских центрах создают все условия для успешного восстановления детей с задержкой речевого развития.
{{ post_928|raw }}
Основными направлениями комплексной терапии при задержке развития речи у детей являются:
логопедическая работа;
психолого-педагогическая коррекция;
психотерапевтическая помощь ребёнку и его семье;
медикаментозное лечение.
Лечение нарушений речи – задача не из лёгких и требует много времени и терпения, поэтому коррекционные мероприятия должны проводиться длительно и систематически.
Следует помнить, что резервные возможности мозга особенно высоки в раннем возрасте. Чем раньше замечается неблагополучие в развитии речи ребёнка, и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигаемые результаты. Пусть сказка о Маугли останется сказкой!
Ребёнок часто болеет: что скрывается за регулярными простудами? Врач рассказывает, почему некоторые дети часто болеют, как определить, что ребёнок относится к группе часто болеющих детей и какие меры профилактики могут уменьшить частоту заболеваний.
Тревожные расстройства у детей: как распознать и помочь? Из-за чего у детей и подростков возникают тревожные расстройства, каких видов они бывают, как родители могут помочь своим детям справиться с такими состояниями. Узнайте в нашей статье.
Анемия у детей: причины, симптомы, профилактика и лечение. Ребёнок стал бледным и вялым? Пропало желание играть и веселиться? Возможно, нужно сдать общий анализ крови и обратиться к участковому педиатру, чтобы он исключил железодефицитную анемию.
⭐️FitStars напоминает, что статья носит исключительно информационный характер. И не является медицинским диагнозом или рекомендацией. Для назначения лечения обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.
1. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы 2014 г. Клинические рекомендации Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины Дата обращения 25.03.2025.
2. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. Русский медицинский журнал. 2016. № 6. Дата обращения 25.03.2025.
Верстка статьи | |
Арсентьева Анастасия | Бухтиярова Александра |
Войдите, чтобы оставить отзыв
#Питание
17 апреля 2025
#Питание
13 апреля 2025
#Питание
08 апреля 2025
#Питание
#Питание
17 марта 2025
#Питание
07 марта 2025
#Питание
#Питание
28 февраля 2025
#Питание
24 февраля 2025
#Питание
21 февраля 2025
#Питание
18 февраля 2025
#Питание
15 февраля 2025
#Питание
14 февраля 2025
#Питание
10 февраля 2025
#Питание
04 февраля 2025