Что такое ЛФК

Лечебная физкультура (далее 一 ЛФК) 一 научно-практическая дисциплина, которая изучает использование средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью. ЛФК является методом терапии, при котором в качестве лечебного средства используются физические двигательные упражнения. Как лечебный фактор ЛФК использовался с древнейших времён. «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью субъекта», 一 сказано Гиппократом. Физические упражнения воздействуют не только на патологические очаги в различных органах, но и на весь организм в целом. При этом повышается адаптация к нагрузкам, сопротивляемость организма, увеличивается работоспособность, происходит функциональное «воспитание» мышц, формируются двигательные навыки, воспитание дисциплинированности. Важным моментом является то, что ребёнок при этом сам активно участвует в процессе лечения. 

Виды упражнений

Основное место в ЛФК занимают физические (гимнастические) упражнения 一 организованная форма двигательной активности для укрепления здоровья, физического совершенствования и восстановления нарушенных функций. Помимо физических упражнений к средствам ЛФК относятся массаж, гигиенические процедуры, подвижные игры в совокупности с естественными природными факторами (воздух, вода и т.д.), прогулки, ближний туризм.

 Гимнастические упражнения делятся на разные типы.

Общеразвивающие упражнения направлены на работу определённых мышечных групп: мышц верхних и нижних конечностей, спины, брюшного пресса. Упражнения с предметами: мячи, скакалки, гантели и т.д., и без них.

Существуют рефлекторные упражнения 一 для детей первого года жизни. Пассивные 一 выполняемые с помощью инструктора без усилий со стороны ребёнка. Активно-пассивные 一 выполняемые самим ребёнком по команде инструктора. Активные 一 выполняемые ребёнком самостоятельно.

Упражнения в расслаблении выполняются с максимально сниженным мышечным тонусом. Дыхательные 一 упражнения с изменением характера и продолжительности акта дыхания (глубины, частоты, с сопротивлением, с произнесением звуков). Изометрические 一 выполняемые в статическом режиме. Корригирующие 一 упражнения, направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.

Существуют гимнастические упражнения на координацию и на равновесие. Упражнения прикладного характера 一 ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, плавание. Спортивные виды 一 катание на велосипеде, лыжах, коньках, лодке, стрельба из лука. Подвижные игры 一 командные и индивидуальные (городки, эстафеты, теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол).

Естественные природные факторы, такие как солнечные и воздушные ванны, купание в водоёмах, обливание и обтирание, хождение босиком, широко применяются при проведении ЛФК у детей всех возрастов.

Противопоказания для ЛФК

Гимнастические упражнения противопоказаны при заболеваниях, сопровождающихся тяжёлой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью, острых токсических, лихорадочных и аллергических состояниях, кровотечениях или болезнях свёртываемости крови, остром периоде травм, онкологических заболеваниях, острых психических расстройствах и выраженной умственной недостаточности, сильном болевом синдроме.

Особенности детской ЛФК

Особенности ЛФК у детей исходят из особенностей детского организма:

  • неравномерности темпов роста и развития в зависимости от возрастного периода;
  • неодинаковым и неодновременным ростом и развитием отдельных органов и систем;
  • разницей развития в зависимости от пола;
  • большим запасом резервных физических возможностей детского организма;
  • роста и развития как условия заложенной генетической программы и  воздействия окружающей среды;
  • проявления акселерации как ускорения ростовых процессов.

Рекомендации при занятиях ЛФК

В одной этой статье невозможно подробно изложить весь объём физических упражнений для детей всех возрастов. Как пример приведу примерный комплекс упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 8 лет.

дети
В зависимости от особенностей развития врач может предложить разные варианты ЛФК. Источник: pexels 

Комплекс упражнений ЛФК для дошкольников и школьников младшего возраста

Начинаем с ходьбы на носках (руки за голову) и пятках с перекатом с пятки на носок. Переходим на ходьбу на наружных сторонах стопы. И ходьбу с приставным шагом.

Переходим на бег на носках с высоко поднимаемыми коленями. Бег с преодолением препятствий, обегая их или перепрыгивая. Далее непрерывный бег в течение 1,5-2 мин. Чередуем бег на 60–100 метров с ходьбой 2-3 раза.

Говорим ребёнку пройти 3-4 метра с закрытыми глазами.

Переходим на быстрый бег на 10 метров с перерывами 3-4 раза. Выполняем бег на скорость на 20 метров за 5–5,5 сек и 30 метров за 8,5–9,5 сек.

Играем в подвижную игру «Ловишки»: на расстоянии 4-5 метров друг от друга ставят две кегли. Водящий находится между предметами («в коридоре»), держа в руках мяч. По команде ребёнок перебегает от одного предмета к другому, а водящий старается в него попасть мячом. При попадании водящий меняется.

Далее переходим на прыжки на месте с чередованием ног вперёд–назад. Прыжки с ноги на ногу на месте и прыжки, продвигаясь вперёд на общее расстояние 3-4 метра. Выполняем  2-3 серии по 30 прыжков на месте и подпрыгивание на двух ногах через предмет высотой 15-20 см.

Переходим на прыжки в длину с места на 80 см, с разбега – не менее, чем на 100 см.  Прыжки со скакалкой. Подвижные игры «Классики», «Кто дальше прыгнет».  

Переходим на метание кольца на палку, бросание мяча в кольцо с расстояния 1-1,5 метров. Бросание мяча вверх, а после удара о землю ловить его двумя руками. Повторять упражнение 10-12 раз подряд. Подбрасываем и ловим мяч с промежуточным хлопком в ладоши. Ловим мяч и перебрасываем его друг другу стоя и сидя разными способами: снизу, от груди, из-за головы. Прокатывание набивных мячей весом 1 кг.  Метание мяча в горизонтально и вертикально расположенные цели с расстояния 3 – 4 метра. Перебрасывание малого мяча с одной руки на другую.

Далее упражнения перечислю небольшим списком.

  1. Подвижные игры «Сбей кегли», «Брось за флажок», «Попади в обруч» с расстояния 3 метров. Расстояние меняется в зависимости от успехов ребёнка.
  2. Лазание по гимнастической стенке высотой 2 метра вверх и вниз, не пропуская реек.
  3. Перебираться с одного полёта гимнастической стенки на другой.
  4. Чередование ползания с другими видами упражнений (ходьбой, бегом, перешагиванием).
  5. Ползание на четвереньках 3-4 метра, толкая головой мяч впереди себя.
  6. Ползание на четвереньках назад.
  7. Ползание на животе.
  8.  Проползать под скамейкой.
  9.  Взбегать  на наклонную доску на носках и сбегать с неё.
  10. Прохождение по доске шириной 10-15см приставными шагами с мешочком с песком на голове.
  11.  Прохождение приставными шагами по наклонной доске прямо и боком.
  12.  Хождение по скамейке, перешагивая через набивные мячи.
  13. Хождение по скамейке, приседая на середине.
  14. Хождение по скамейке, прокатывая перед собой двумя руками мяч.
  15.  Стоя на одной ноге, сделать «ласточку».
  16.  Прохождение по узкой рейке гимнастической скамьи.

Чтобы тебе было удобно выполнять упражнения с ребёнком, не заглядывая в статью, FitStars приготовил для тебя таблицу-шпаргалку по комплексу упражнений. Скачивай себе на телефон и тренируйтесь с удовольствием. Комплекс упражнений для детей.pdf

А ещё напоминаем, что все детские программы на FitStars у нас бесплатные! Просто зарегистрируйся в личном кабинете и помогай малышу быть активным с детства.

Массаж

В физическом воспитании здорового ребёнка раннего возраста и в лечебной физкультуре при заболеваниях у детей широко используется массаж. Массаж – метод лечения и профилактики, представляющий собой приёмы дозированного механического воздействия на различные участки поверхности тела человека руками массажиста или специальными аппаратами. В основе механизма его воздействия лежат сложные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Массаж используется как самостоятельный метод, так и в сочетании с физическими упражнениями, что увеличивает эффективность лечения. Этот метод не только не вызывает у ребёнка неприятных ощущений, но и доставляет явное удовольствие. Механизм лечебного воздействия позволяет использовать его как вводный перед и между физическими упражнениями, что позволяет ускорить восстановительные процессы. При занятиях с детьми раннего возраста и у больных с неврологической патологией массаж можно использовать в заключительной части занятия, что обеспечивает уменьшение физиологической активности. 

Четыре основных приёмов массажа

парню
Массаж дарит не только пользу, но и огромное удовольствие. Источник: pexels 
  1. Поглаживание – скольжение рук массажиста по коже массируемого участка, не смещая её. Общее действие поглаживания связано с успокаивающим влиянием на нервную систему, расслабляющее действие на мышцы. Поглаживанием начинают и заканчивают сеанс массажа, а также чередуют между другими приёмами массажа. Большинство видов поглаживания осуществляется по направлению тока крови и лимфы по сосудам, например, от кистей рук направлению к предплечьям и плечам или от края волосистой части головы через шейный отдел к плечевому поясу. Поглаживание живота осуществляется круговыми движениями по ходу перистальтики кишечника по часовой стрелке. Как и все другие приёмы массажа, поглаживание проводится ритмично тёплыми и сухими руками без отрыва их от кожи.

  2. При растирании рука массажиста не скользит по массируемому участку кожи, а вызывает его смещение или растяжение. В отличие от поглаживания, растирание может осуществляться как по ходу, так и против тока лимфы и крови. Физическое воздействие растирания приводит к возникновению участка покраснения, что усиливает обменные процессы в коже и подкожной клетчатке. Увеличивается подвижность тканей, растяжение рубцов и спаек, рассасываются инфильтраты, усиливается сократительная способность поверхностных мышц и повышается их тонус. При невралгии растирание в местах выхода нервных окончаний вызывает снижение болевой чувствительности. Метод проводится медленным темпом подушечками пальцев, поверхностью и ребром ладони и тыльной поверхностью полусогнутых в кулак пальцев. Направление движений спиралевидное или прямое. Для усиления воздействия возможно накладывание одной руки на другую. Приём заканчивается поглаживанием.

  3. Разминание – значительно более сложный приём, оказывающий более энергичное воздействие на массируемый участок. Оно проводится одной или двумя руками в продольном, поперечном, полукружном или спиралевидном направлениях и осуществляет сдвигание, перетирание, захватывание и оттягивание глубоких слоёв мышц и подкожной клетчатки. Улучшается кровоток и лимфоток, что способствует регенерации и продуктов обмена из мышечной ткани.

  4. Приём вибрации заключается в передаче массируемому участку ритмичных колебаний. Он оказывает более выраженное рефлекторное воздействие, активизирует кровоснабжение, стимулирует местные обменные процессы, что, в свою очередь, способствует быстрой регенерации. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная способствует снижению его снижению. Вибрационный массаж оказывает выраженное болеутоляющее действие. Вибрация может быть непрерывной и прерывистой и включают такие приёмы: сотрясение, встряхивание, рубление, поколачивание и похлопывание.

В основе сегментарно-рефлекторного массажа лежит раздражение кожных рецепторов определённых зон, оказывающих воздействие на внутренние органы и системы через нервные пути сегментов спинного мозга. Например, массаж шейно-воротниковой зоны через воздействие на сегментарную зону 4-го шейного позвонка приводит к снижению артериального давления и снижению симптомов мигрени. Для воздействия на сосуды нижних конечностей, органов брюшной полости и малого таза массируют области нижнегрудных, поясничных и крестцовых спинномозговых сегментов, области таза и грудной клетки. Точечным массажем воздействуют на узкоограниченные участки тканей. Выбор точек определяется их соответствию проходящих в этих местах сосудисто-нервных пучков отдельных органов и систем.

Аппаратный массаж

Немного особняком стоит аппаратный массаж – механическое воздействие на ткани с помощью специальных аппаратов и приспособлений:

  1. Вибромассаж – колебательное воздействие в виде специальных вибрационных аппаратов общего и местного действия.

  2. Гидромассаж – комбинированное воздействие струями воды в форме массажных манипуляций: подводный душ-массаж, циркулярный душ, дождевой душ-массаж.

  3. Вакуумный массаж проводится за счёт чередования повышенного и пониженного давления воздуха в специальных аппаратах, которые прикладываются к телу больного.

Показания к применению массажа у детей: рахит, гипотрофия, спастические парезы и параличи, поражения суставов, невралгии, расстройство вегетативной нервной системы (нейроциркуляторная дистония, вегето-сосудистая дистония), послеожоговые рубцовые изменения кожи, последствия переломов костей конечностей и позвоночника, ушибы и растяжения связок, гипотония кишечника, дискинезии желчевыводящих путей, воспалительные заболевания бронхо-лёгочной системы. У детей раннего возраста общий массаж проводится в качестве общеукрепляющего воздействия.

Противопоказания к применению массажа: острые аллергические и лихорадочные состояния, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, кровотечения и болезни свёртывания крови, гнойные процессы любой локализации, инфекционные заболевания кожи, свежие раны и переломы, лимфоадениты, остеомиелит, доброкачественные и злокачественные новообразования, острый период психических расстройств.

Заключение

Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью. В это время ребёнок активно познаёт мир, происходит становление основных движений. Чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребёнок, тем благоприятнее будут условия для его психического развития. Важно с помощью физического воспитания ускорить переход от непроизвольных движений в первые месяцы жизни к высоко координированным действиям, таким как ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Пластичность центральной нервной системы детского возраста создаёт благоприятные условия для усвоения новых форм движений. Физические упражнения улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем для достаточного обеспечения кислородом растущего организма. Активный двигательный режим укрепляет ещё относительно слабый костно-мышечный аппарат. Поэтому физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста должно занимать одно из главных мест в системе общего воспитания.

Что такое ЛФК?

Лечебная физкультура (далее 一 ЛФК) 一 научно-практическая дисциплина, которая изучает использование средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью.

Что такое массаж?

Массаж – метод лечения и профилактики, представляющий собой приёмы дозированного механического воздействия на различные участки поверхности тела человека руками массажиста или специальными аппаратами.

#1 фитнес для дома
На нашей платформе 120+ программ и 1600+ эффективных тренировок. Выбирай то, что подойдет именно тебе, и начинай тренироваться прямо сейчас. По промокоду ARTICLE скидка
–70% на все тренировки и курсы
Начать тренироваться!