Доктор говорит. ЛФК и массаж для детей
Сегодня в FitStars наша традиционная статья про детское здоровье от доктора, врача ЛФК Ольги Штокаловой. Ведь наша платформа знает, что здоровая активность начинается ещё с детского возраста и поддерживать её нужно правильно.
Содержание
Что такое ЛФК
Лечебная физкультура (далее 一 ЛФК) 一 научно-практическая дисциплина, которая изучает использование средств физического воспитания с лечебной и профилактической целью. ЛФК является методом терапии, при котором в качестве лечебного средства используются физические двигательные упражнения. Как лечебный фактор ЛФК использовался с древнейших времён. «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью субъекта», 一 сказано Гиппократом. Физические упражнения воздействуют не только на патологические очаги в различных органах, но и на весь организм в целом. При этом повышается адаптация к нагрузкам, сопротивляемость организма, увеличивается работоспособность, происходит функциональное «воспитание» мышц, формируются двигательные навыки, воспитание дисциплинированности. Важным моментом является то, что ребёнок при этом сам активно участвует в процессе лечения.
Виды упражнений
Основное место в ЛФК занимают физические (гимнастические) упражнения 一 организованная форма двигательной активности для укрепления здоровья, физического совершенствования и восстановления нарушенных функций. Помимо физических упражнений к средствам ЛФК относятся массаж, гигиенические процедуры, подвижные игры в совокупности с естественными природными факторами (воздух, вода и т.д.), прогулки, ближний туризм.
Гимнастические упражнения делятся на разные типы.
Общеразвивающие упражнения направлены на работу определённых мышечных групп: мышц верхних и нижних конечностей, спины, брюшного пресса. Упражнения с предметами: мячи, скакалки, гантели и т.д., и без них.
Существуют рефлекторные упражнения 一 для детей первого года жизни. Пассивные 一 выполняемые с помощью инструктора без усилий со стороны ребёнка. Активно-пассивные 一 выполняемые самим ребёнком по команде инструктора. Активные 一 выполняемые ребёнком самостоятельно.
Упражнения в расслаблении выполняются с максимально сниженным мышечным тонусом. Дыхательные 一 упражнения с изменением характера и продолжительности акта дыхания (глубины, частоты, с сопротивлением, с произнесением звуков). Изометрические 一 выполняемые в статическом режиме. Корригирующие 一 упражнения, направленные на устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.
Существуют гимнастические упражнения на координацию и на равновесие. Упражнения прикладного характера 一 ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, плавание. Спортивные виды 一 катание на велосипеде, лыжах, коньках, лодке, стрельба из лука. Подвижные игры 一 командные и индивидуальные (городки, эстафеты, теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол).
Естественные природные факторы, такие как солнечные и воздушные ванны, купание в водоёмах, обливание и обтирание, хождение босиком, широко применяются при проведении ЛФК у детей всех возрастов.
Противопоказания для ЛФК
Гимнастические упражнения противопоказаны при заболеваниях, сопровождающихся тяжёлой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью, острых токсических, лихорадочных и аллергических состояниях, кровотечениях или болезнях свёртываемости крови, остром периоде травм, онкологических заболеваниях, острых психических расстройствах и выраженной умственной недостаточности, сильном болевом синдроме.
Особенности детской ЛФК
Особенности ЛФК у детей исходят из особенностей детского организма:
- неравномерности темпов роста и развития в зависимости от возрастного периода;
- неодинаковым и неодновременным ростом и развитием отдельных органов и систем;
- разницей развития в зависимости от пола;
- большим запасом резервных физических возможностей детского организма;
- роста и развития как условия заложенной генетической программы и воздействия окружающей среды;
- проявления акселерации как ускорения ростовых процессов.
Рекомендации при занятиях ЛФК
В одной этой статье невозможно подробно изложить весь объём физических упражнений для детей всех возрастов. Как пример приведу примерный комплекс упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 8 лет.
Комплекс упражнений ЛФК для дошкольников и школьников младшего возраста
Начинаем с ходьбы на носках (руки за голову) и пятках с перекатом с пятки на носок. Переходим на ходьбу на наружных сторонах стопы. И ходьбу с приставным шагом.
Переходим на бег на носках с высоко поднимаемыми коленями. Бег с преодолением препятствий, обегая их или перепрыгивая. Далее непрерывный бег в течение 1,5-2 мин. Чередуем бег на 60–100 метров с ходьбой 2-3 раза.
Говорим ребёнку пройти 3-4 метра с закрытыми глазами.
Переходим на быстрый бег на 10 метров с перерывами 3-4 раза. Выполняем бег на скорость на 20 метров за 5–5,5 сек и 30 метров за 8,5–9,5 сек.
Играем в подвижную игру «Ловишки»: на расстоянии 4-5 метров друг от друга ставят две кегли. Водящий находится между предметами («в коридоре»), держа в руках мяч. По команде ребёнок перебегает от одного предмета к другому, а водящий старается в него попасть мячом. При попадании водящий меняется.
Далее переходим на прыжки на месте с чередованием ног вперёд–назад. Прыжки с ноги на ногу на месте и прыжки, продвигаясь вперёд на общее расстояние 3-4 метра. Выполняем 2-3 серии по 30 прыжков на месте и подпрыгивание на двух ногах через предмет высотой 15-20 см.
Переходим на прыжки в длину с места на 80 см, с разбега – не менее, чем на 100 см. Прыжки со скакалкой. Подвижные игры «Классики», «Кто дальше прыгнет».
Переходим на метание кольца на палку, бросание мяча в кольцо с расстояния 1-1,5 метров. Бросание мяча вверх, а после удара о землю ловить его двумя руками. Повторять упражнение 10-12 раз подряд. Подбрасываем и ловим мяч с промежуточным хлопком в ладоши. Ловим мяч и перебрасываем его друг другу стоя и сидя разными способами: снизу, от груди, из-за головы. Прокатывание набивных мячей весом 1 кг. Метание мяча в горизонтально и вертикально расположенные цели с расстояния 3 – 4 метра. Перебрасывание малого мяча с одной руки на другую.
Далее упражнения перечислю небольшим списком.
- Подвижные игры «Сбей кегли», «Брось за флажок», «Попади в обруч» с расстояния 3 метров. Расстояние меняется в зависимости от успехов ребёнка.
- Лазание по гимнастической стенке высотой 2 метра вверх и вниз, не пропуская реек.
- Перебираться с одного полёта гимнастической стенки на другой.
- Чередование ползания с другими видами упражнений (ходьбой, бегом, перешагиванием).
- Ползание на четвереньках 3-4 метра, толкая головой мяч впереди себя.
- Ползание на четвереньках назад.
- Ползание на животе.
- Проползать под скамейкой.
- Взбегать на наклонную доску на носках и сбегать с неё.
- Прохождение по доске шириной 10-15см приставными шагами с мешочком с песком на голове.
- Прохождение приставными шагами по наклонной доске прямо и боком.
- Хождение по скамейке, перешагивая через набивные мячи.
- Хождение по скамейке, приседая на середине.
- Хождение по скамейке, прокатывая перед собой двумя руками мяч.
- Стоя на одной ноге, сделать «ласточку».
- Прохождение по узкой рейке гимнастической скамьи.
Чтобы тебе было удобно выполнять упражнения с ребёнком, не заглядывая в статью, FitStars приготовил для тебя таблицу-шпаргалку по комплексу упражнений. Скачивай себе на телефон и тренируйтесь с удовольствием. Комплекс упражнений для детей.pdf
А ещё напоминаем, что все детские программы на FitStars у нас бесплатные! Просто зарегистрируйся в личном кабинете и помогай малышу быть активным с детства.
Массаж
В физическом воспитании здорового ребёнка раннего возраста и в лечебной физкультуре при заболеваниях у детей широко используется массаж. Массаж – метод лечения и профилактики, представляющий собой приёмы дозированного механического воздействия на различные участки поверхности тела человека руками массажиста или специальными аппаратами. В основе механизма его воздействия лежат сложные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Массаж используется как самостоятельный метод, так и в сочетании с физическими упражнениями, что увеличивает эффективность лечения. Этот метод не только не вызывает у ребёнка неприятных ощущений, но и доставляет явное удовольствие. Механизм лечебного воздействия позволяет использовать его как вводный перед и между физическими упражнениями, что позволяет ускорить восстановительные процессы. При занятиях с детьми раннего возраста и у больных с неврологической патологией массаж можно использовать в заключительной части занятия, что обеспечивает уменьшение физиологической активности.
Четыре основных приёмов массажа
Поглаживание – скольжение рук массажиста по коже массируемого участка, не смещая её. Общее действие поглаживания связано с успокаивающим влиянием на нервную систему, расслабляющее действие на мышцы. Поглаживанием начинают и заканчивают сеанс массажа, а также чередуют между другими приёмами массажа. Большинство видов поглаживания осуществляется по направлению тока крови и лимфы по сосудам, например, от кистей рук направлению к предплечьям и плечам или от края волосистой части головы через шейный отдел к плечевому поясу. Поглаживание живота осуществляется круговыми движениями по ходу перистальтики кишечника по часовой стрелке. Как и все другие приёмы массажа, поглаживание проводится ритмично тёплыми и сухими руками без отрыва их от кожи.
При растирании рука массажиста не скользит по массируемому участку кожи, а вызывает его смещение или растяжение. В отличие от поглаживания, растирание может осуществляться как по ходу, так и против тока лимфы и крови. Физическое воздействие растирания приводит к возникновению участка покраснения, что усиливает обменные процессы в коже и подкожной клетчатке. Увеличивается подвижность тканей, растяжение рубцов и спаек, рассасываются инфильтраты, усиливается сократительная способность поверхностных мышц и повышается их тонус. При невралгии растирание в местах выхода нервных окончаний вызывает снижение болевой чувствительности. Метод проводится медленным темпом подушечками пальцев, поверхностью и ребром ладони и тыльной поверхностью полусогнутых в кулак пальцев. Направление движений спиралевидное или прямое. Для усиления воздействия возможно накладывание одной руки на другую. Приём заканчивается поглаживанием.
Разминание – значительно более сложный приём, оказывающий более энергичное воздействие на массируемый участок. Оно проводится одной или двумя руками в продольном, поперечном, полукружном или спиралевидном направлениях и осуществляет сдвигание, перетирание, захватывание и оттягивание глубоких слоёв мышц и подкожной клетчатки. Улучшается кровоток и лимфоток, что способствует регенерации и продуктов обмена из мышечной ткани.
Приём вибрации заключается в передаче массируемому участку ритмичных колебаний. Он оказывает более выраженное рефлекторное воздействие, активизирует кровоснабжение, стимулирует местные обменные процессы, что, в свою очередь, способствует быстрой регенерации. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная способствует снижению его снижению. Вибрационный массаж оказывает выраженное болеутоляющее действие. Вибрация может быть непрерывной и прерывистой и включают такие приёмы: сотрясение, встряхивание, рубление, поколачивание и похлопывание.
В основе сегментарно-рефлекторного массажа лежит раздражение кожных рецепторов определённых зон, оказывающих воздействие на внутренние органы и системы через нервные пути сегментов спинного мозга. Например, массаж шейно-воротниковой зоны через воздействие на сегментарную зону 4-го шейного позвонка приводит к снижению артериального давления и снижению симптомов мигрени. Для воздействия на сосуды нижних конечностей, органов брюшной полости и малого таза массируют области нижнегрудных, поясничных и крестцовых спинномозговых сегментов, области таза и грудной клетки. Точечным массажем воздействуют на узкоограниченные участки тканей. Выбор точек определяется их соответствию проходящих в этих местах сосудисто-нервных пучков отдельных органов и систем.
Аппаратный массаж
Немного особняком стоит аппаратный массаж – механическое воздействие на ткани с помощью специальных аппаратов и приспособлений:
Вибромассаж – колебательное воздействие в виде специальных вибрационных аппаратов общего и местного действия.
Гидромассаж – комбинированное воздействие струями воды в форме массажных манипуляций: подводный душ-массаж, циркулярный душ, дождевой душ-массаж.
Вакуумный массаж проводится за счёт чередования повышенного и пониженного давления воздуха в специальных аппаратах, которые прикладываются к телу больного.
Показания к применению массажа у детей: рахит, гипотрофия, спастические парезы и параличи, поражения суставов, невралгии, расстройство вегетативной нервной системы (нейроциркуляторная дистония, вегето-сосудистая дистония), послеожоговые рубцовые изменения кожи, последствия переломов костей конечностей и позвоночника, ушибы и растяжения связок, гипотония кишечника, дискинезии желчевыводящих путей, воспалительные заболевания бронхо-лёгочной системы. У детей раннего возраста общий массаж проводится в качестве общеукрепляющего воздействия.
Противопоказания к применению массажа: острые аллергические и лихорадочные состояния, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, кровотечения и болезни свёртывания крови, гнойные процессы любой локализации, инфекционные заболевания кожи, свежие раны и переломы, лимфоадениты, остеомиелит, доброкачественные и злокачественные новообразования, острый период психических расстройств.
Заключение
Период от рождения до семи лет характеризуется большой двигательной активностью. В это время ребёнок активно познаёт мир, происходит становление основных движений. Чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребёнок, тем благоприятнее будут условия для его психического развития. Важно с помощью физического воспитания ускорить переход от непроизвольных движений в первые месяцы жизни к высоко координированным действиям, таким как ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Пластичность центральной нервной системы детского возраста создаёт благоприятные условия для усвоения новых форм движений. Физические упражнения улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем для достаточного обеспечения кислородом растущего организма. Активный двигательный режим укрепляет ещё относительно слабый костно-мышечный аппарат. Поэтому физическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста должно занимать одно из главных мест в системе общего воспитания.
Вам может быть интересно
Получить чек-лист
Оставь имейл, и мы тебе пришлем
чеклист по здоровому образу жизни
Отзывы о статье