{{ banner_block|raw }}
Как учёные поняли, что детей нужно любить
Чтобы ребёнок был счастлив, ему нужны любовь, внимание и забота. Сейчас эта мысль кажется очевидной, а на человека, который с ней поспорит, смотрят как на чудака — или как на плохого родителя. Но так было не всегда.
Подходы к воспитанию детей и исследования на эту тему — такая же мода, как обезжиренный йогурт или безглютеновый хлеб. Сейчас принято заботиться о детях, а в 50-х считалось модным держать их в строгости. Виновники этой моды — физиолог Чарльз Дарвин и врач Томас Сиденхем из Британии, американский педиатр Лютер Холт, а также дядюшка Фрейд. Австрийский дядюшка Зигмунд Фрейд.
Но на самом деле виноват только Холт. Дарвин первым описал эмоциональные реакции младенцев как врождённые: ребёнок плачет, улыбается и тянется к взрослым не потому, что его научили, а для того, чтобы выжить. Сиденхем вообще про детей не писал, но придерживался подхода: «Не мешать организму справляться самостоятельно». А потом пришёл Холт и сказал: «Я понял» — и понял что-то не то.
{{ info_block_small|raw }}
Холт написал книгу «Уход и кормление детей». В ней он назвал эмоциональную и физическую близость «порочной практикой», зато подчеркнул важность дисциплины и строгости. Он неиронично советовал родителям не обнимать младенцев без надобности, не брать их на руки по каждому писку и вообще не приучать к излишнему вниманию. Он считал, что любовь портит характер, а режим и холодный рассудок — наоборот, закаляют.
А Фрейд вообще ни при чём. Он никогда не писал, что детей не нужно любить. Но в 50-х покупать и читать книги могли только весьма свободные и обеспеченные люди. Они прочитали сложные теории Фрейда и интерпретировали их так: если у ребёнка нет «эго», то и общаться пока не с кем.
Родители пятидесятых сложили что-то, что поняли из Фрейда с чем-то, что поняли из Холта, и решили, что брать детей на руки, сюсюкать и нянчить — плохо. А вот оставлять «проораться», класть в закрытые боксы и игнорировать — самое то. Науке о воспитании нужен был герой. Герой нашёлся — им был Гарри Харлоу.
Что такое теория привязанности
В 1957–1958-х годах американский психолог Гарри Харлоу доказал, что детям мало регулярного питания и чистых пелёнок — их нужно любить. Он провёл серию экспериментов с детёнышами макак, которым вместо матери предлагали две куклы: одну — проволочную, но с бутылочкой, вторую — мягкую, но без еды. Детёныши выбирали тепло. Они шли к бутылке только от безысходности, а всё остальное время цеплялись за плюшевую «маму». Так Харлоу доказал: детям нужна не только еда, но безопасность, забота и мамино тепло.
{{ post_2572|raw }}
Следующими на сцену вышли психиатр Джон Боулби и психолог Мэри Эйнсворт. Они обобщили идеи Харлоу и оформили их в стройную концепцию — теорию привязанности.
Боулби заметил, что младенцы из благополучных семей — ухоженные и сытые, всё равно страдают, если рядом нет близкого взрослого. Учёный предположил, что привязанность — не каприз, а врождённый механизм выживания. Ребёнок тянется к родителю не потому, что его так воспитали, а потому, что по-другому не может. Если родитель эмоционально холоден, детская психика адаптируется, но за эту адаптацию приходится платить — тревожностью, отстранённостью или трудностями в построении отношений.
Эйнсворт доказала, что привязанность бывает разной — в зависимости от того, насколько стабильно, чутко и предсказуемо взрослые реагировали на их эмоции малышей. Исследовательница провела эксперимент «Странная ситуация»: просила мам сначала сидеть с детьми, а потом выходить из комнаты, и наблюдала за реакцией малышей. Одни бросались к маме в объятия, другие злились, третьи делали вид, что мамы вовсе нет. Так Эйнсворт сформулировала четыре типа привязанности:
надёжный;
тревожный;
избегающий;
тревожно-избегающий, или дезорганизованный.
По Боулби и Эйнсворт, тип привязанности отвечает за то, как человек строит близкие отношения во взрослой жизни — как ссорится, мирится, ищет поддержки и выражает любовь. Дальше разберём, как это работает.
Что такое привязанность и откуда она берётся
Когда ребёнок рождается, он полностью зависит от взрослого — чаще всего это мама, но не обязательно только она. Чтобы выжить, малышу нужно не только есть и спать, но и чувствовать себя в безопасности. Для этого важно, чтобы взрослый откликался на его сигналы: успокаивал, обнимал, брал на ручки. Если взрослый делает это стабильно и предсказуемо, между ними формируется привязанность.
Если взрослый стабильно и предсказуемо реагировал на сигналы ребёнка в первые годы жизни, мы можем сказать, что всё прошло хорошо — и привязанность сформировалась. Но так получается не всегда. Иногда взрослый физически рядом, но эмоционально отсутствует — из-за усталости, депрессии, тяжёлой работы или других причин. Или ребёнка воспитывают разные люди, и ни один не становится по-настоящему значимым. В таких случаях привязанность формируется менее устойчиво.
Когда привязанность сформировалась как надо, ребёнок вырастет во взрослого с надёжным типом привязанности. Если что-то пошло не так — с тревожным, избегающим или тревожно-избегающим. Поговорим подробнее об этих типах.

Четыре типа привязанности
Тип привязанности — это то, какую стратегию поведения человек чаще всего демонстрирует, когда боится потерять значимые для него отношения. В зависимости от того, насколько часто человек пользуется той или иной стратегией, мы можем предположить, что он относится к одному из четырёх типов.
Например, разбить телефон своей девушки, оставить его на столе будто так всё и было, и стушеваться из дома — это избегающее поведение. Десять лет встречаться с девушкой, не знакомить её с семьёй и друзьями и отказываться с ней жить — избегающий тип привязанности.
Рассмотрим их все:
Тип привязанности | Как реагировала мама | Как ведёт себя взрослый в отношениях |
---|---|---|
Надёжный | Чутко, стабильно и предсказуемо | Может строить близкие отношения и быть один. Открыто может говорить о чувствах. |
Тревожный | То ласковая, то отстранённая. Непоследовательна | Боится, что его бросят. Часто тревожится, ищет подтверждения любви. |
Избегающий | Физически рядом, но эмоционально холодна | Держит дистанцию. Отдаляется, когда с ним пытаются сблизиться. |
Тревожно-избегающий | Хаотична: то заботится, то пугает или игнорирует | Хочет любви, но боится её. Живёт в эмоциональных качелях. |
Красивая таблица. Кому-то знакомство с теорией привязанности помогает лучше понять себя и других, и здорово, если это так. Но, как и любую психологическую теорию, привязанность не стоит превращать в линейку с делениями: «вот ты — надёжный», «а ты, увы, тревожный с примесью избегания». Дальше расскажем почему так.
Что не так с теорией привязанности: 6 критических «но»
Теория привязанности говорит: как к тебе относились в детстве, так ты и будешь относиться к другим. Если мама откликалась, когда ты плакал, — будешь надёжным. Если молчала, — станешь избегающим. Если иногда откликалась, а иногда злилась — тревожным. А если всё сразу — дезорганизованным. Всё бы хорошо, но в реальности всё немного (много) сложнее.
1. Тип привязанности может отличаться в разных отношениях.
Тип привязанности — это модель, которая объясняет, как мы обычно реагируем на угрозу потерять отношения. А «обычно» — не значит «всегда». Один и тот же человек может держаться уверенно в дружбе, путаться в романтических отношениях и закрываться в семье. Людей не делают под копирку, и это важно помнить.
Для поиска баланса попробуйте новые Медитации FitStars и проведите 5–10 минут наедине с собой. Подписка откроет вам доступ ко всем медитациям, выбирайте практики под состояние и ритм жизни.

2. Детский опыт важен, но это ещё не всё.
Нельзя сказать: «Твоя мама уехала на заработки, когда тебе было два года? Ну всё — тревожник!». Бывает так, что ребёнка воспитывали строгие и даже жестокие отец и мать, но любила и защищала бабушка — он вырос внимательным и чутким, судьбе назло. А бывает так, что человек рос вроде в любящей и дружной семье, а всё равно почему-то редиска. На поведение человека влияет не только детство, но и темперамент, жизненный опыт, сериалы, гормоны — всё подряд.
3. Стратегия поведения и тип привязанности — не одно и то же.
Если человек отключает телефон, когда устал, это не значит, что он «избегающий». Но если он отключает его каждый раз, когда отношения становятся ближе — возможно, это не просто усталость. Смотрим не на один эпизод, а на повторяющийся паттерн.
{{ promotion_block|raw }}
4. Теория опирается на западные культурные нормы.
Авторы теории привязанности разработали свою теорию на основании исследований соотечественников — белых американцев и англичан. Боулби и Эйнсворт исследовали западные семьи с индивидуалистическими ценностями, но в других культурах бывает иначе. В Японии подросток, который каждый день ужинает с родителями, — норма. В Италии взрослый сын, который живёт с мамой, — тоже. В мусульманских семьях младший ребёнок живёт с мамой до конца её жизни, и это тоже нормально. Привязанность, которая сформировалась в таких обстоятельствах, не неправильная — она просто другая.
5. Важна не только мама.
Теория привязанности переоценивает роль матери. Боулби и Эйнсворт писали почти только о ней, хотя в жизни ребёнка могут быть и отец, и бабушка, и воспитатель в детдоме. Любой из них может стать «фигурой привязанности» — человеком, который любит и защищает малыша. Такой перекос часто критикуют — с одной стороны, с мам требуют слишком многого, с другой — недооценивают влияние на ребёнка других значимых взрослых.
6. Тип привязанности может меняться.
Тип привязанности не высечен в камне, он может меняться. Иногда — благодаря психотерапии. Иногда — просто потому что вы повзрослели и начали выбирать себе партнёров, которые не включают в вас тревожную мышку. А иногда — потому что кто-то, наконец, посмотрел на вас с теплом, вы в это поверили, и стало полегче.
Теория привязанности — полезная штука, если помогает лучше узнать других и себя. Вредная — во всех остальных случаях.

Что в итоге
Теория о типах привязанности — это подсказка. Она может объяснить, почему вы тревожитесь, когда партнёр не отвечает на сообщение, или почему вас тянет сбежать, когда становится слишком близко. Понять свой тип — значит, лучше понимать свои автоматические реакции и попробовать с ними не сливаться.
Вы не обязаны перекраивать себя в «надёжного» — это не олимпийский норматив. Важно научиться замечать, что с вами происходит, когда в отношениях становится страшно, тесно или одиноко. Иногда этого уже достаточно, чтобы ситуация немного изменилась. А иногда нужно больше времени, поддержки или терапия.
Неважно, тревожный вы, избегающий или мышь-байкер с Марса. Вы заслуживаете отношений, в которых будете счастливы. И никто не вправе диктовать, какими эти отношения должны быть!

Эти статьи помогут вам лучше разобраться в теме
Социальное здоровье: недостающий элемент ЗОЖ. Социальное здоровье — это способность человека выстраивать поддерживающие отношения, чувствовать себя частью сообщества и получать от этого удовлетворение. Блогеры и коучи советуют принимать общение как пилюлю, раз в день каждый день, и будет нам счастье. Это что, правда работает?
Ментальное здоровье: как не сгореть от стресса и дедлайнов. В этой статье вы узнаете, что такое ментальное здоровье, как стресс влияет на психику, а также что такое тест Бека, и как он может оценить ваше состояние.
«Гормон счастья» — почему он важен и как его получить. Когда в последний раз вы чувствовали себя по-настоящему счастливыми? Неважно, был это замечательный день на пляже, прогулка в парке с друзьями или утренний кофе, который просто покорил своим ароматом. Счастье может быть разным, но у этого состояния есть кое-что общее — гормон серотонин.
⭐️ FitStars напоминает, что статья носит исключительно информационный характер. И не является медицинским диагнозом или рекомендацией. Для назначения лечения обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.
Использованные источники
1. Holt L.E. The Care and Feeding of Children. 1894. Library of Congress. Дата обращения: 3.07.2025
2. Cherry K. What Is the Superego? Verywell Mind. Дата обращения: 3.07.2025
3. Goldschmidt K. Attachment Theory: Understanding the Essential Bond // Journal of Pediatric Health Care. 2009. Дата обращения: 3.07.2025
4. Ainsworth M.D.S. Infancy in Uganda: Infant Care and the Growth of Love // American Psychologist. 1960. Дата обращения: 3.07.2025
5. Fraley R.C. Attachment Theory and Research. University of Illinois. Дата обращения: 3.07.2025
6. Ainsworth M.D.S., Bell S.M. Attachment, Exploration, and Separation: Illustrated by the Behavior of One-Year-Olds in a Strange Situation // Child Development. 1970. Дата обращения: 3.07.2025
Верстка статьи | |
Арсентьева Анастасия | Петренко Ирина |