{{ banner_block|raw }}
Что такое тревожно-избегающий тип привязанности
Тревожно-избегающий тип привязанности — это набор реакций из теории психиатра Джона Боулби и психолога Мэри Эйнсворт. Он сочетает элементы тревожной и избегающей стратегии: с одной стороны, это страх потерять близкие отношения, с другой — страх слишком сильно сблизиться.
Напомним, что же там исследовали Боулби и Эйнсворт. Если вы хорошо помните эту часть, переходите сразу к следующей главе. Учёные сформулировали теорию привязанности в 50-х годах прошлого века — во времена, когда наука считала младенцев низшими существами без свободы самовыражения и воли. А, раз ни свободы самовыражения, ни воли нет, эмоциональным благополучием новорождённого можно пренебречь: накормил, завернул в одеяльце — и дело с концом.
Боулби и Эйнсворт доказали, что эмоциональный контакт с мамой важен для ребёнка не меньше, чем еда или сон. Здесь мы встречаемся с первой из череды оговорок. В своих работах Боулби и Эйнсворт обозначили фигурой привязанности именно мать, и не учитывали влияние на новорождённого других значимых взрослых: отца, бабушек и дедушек, воспитателей и социальных работников. Но мы с вами на всякий случай запомним, что значимый взрослый может быть любым — главное, чтобы он давал внимание, тепло и заботу.
Согласно Боулби и Эйнсворт, если мама стабильно и предсказуемо откликалась на потребности ребёнка — пришла на зов, утешила, дала побыть одному, но вернулась, когда снова была нужна, — у малыша формировалась надёжная привязанность. В рамках теории Боулби и Эйнсворт, надёжная привязанность — это гибкая стратегия поведения, благодаря которой такой ребёнок одинаково хорошо справляется как с одиночеством, так и с близостью.
{{ info_block_small|raw }}
Если отклик мамы был непоследовательным, противоречивым, холодным или пугающим, формировалась одна из трёх ненадёжных стратегий: тревожная, избегающая или тревожно-избегающая.
Тревожная — формируется, если мама то откликается, то исчезает. Ребёнок не понимает, чего ждать, и учится получать внимание любой ценой — плачем, настойчивостью, контролем.
Избегающая — когда мама физически рядом, но эмоционально холодна. Ребёнок такой мамы делает вывод, что на чувствах далеко не уедешь, и лучше вообще ничего не просить.
Тревожно-избегающая — когда отклик не просто непоследователен, а пугающ: тот, кто должен защищать, может причинить боль. Ребёнок тянется к маме, получает удар — метафорический или буквальный, — и отскакивает назад. Он учится жить в состоянии противоречия, где близость и опасна, и необходима одновременно.
К теории привязанности есть много вопросов. Подробнее о том, что с ней не так, мы рассказали в первой статье цикла — «Родители, обезьяны и любовь: что такое типы привязанности и как они влияют на отношения». Там — история создания, базовые понятия и шесть критических «но». В рамках этой статьи мы отбросим все «но» и поверим Боулби и Эйнсворт на слово: сделаем вид, что исследователи правы во всём, и определённые стратегии поведения мамы формируют у ребёнка тревожно-избегающий тип привязанности. Давайте узнаем, какими бывают эти стратегии.
Как формируется тревожно-избегающий тип привязанности
Тревожно-избегающий тип привязанности формируется, когда ребёнок получает противоречивые сигналы от значимого взрослого. Сегодня — «я всегда рядом», завтра — «разбирайся сам». Сегодня — «я люблю тебя любым», завтра — «лучше бы тебя не было». Ребёнок, психика которого развивается в такой среде, запоминает два противоположных по смыслу послания: «привязанность бывает приятна, и она мне нужна» и «привязанность ранит, поэтому мне стоит её избегать».
Тревожно-избегающий тип привязанности может сформироваться, если значимый взрослый:
непредсказуем: то откликается на плач, то злится за него;
пугает — криками, наказаниями, угрозами, даже если потом жалеет и просит прощения;
отстраняется, когда тяжело: говорит «сам виноват», «не реви», «ты уже взрослый»;
использует любовь как инструмент контроля, «будешь послушным — буду тебя любить»;
нуждается в заботе и перекладывает эту обязанность на ребёнка — воспитывает «маленького взрослого»;
живёт в состоянии хронического стресса или зависимости, где настроение, внимание и нежность зависят не от поведения ребёнка, а от внешних факторов — алкоголя, работы, отношений с партнёром, депрессии.
А ещё тревожно-избегающий тип привязанности может сформироваться под влиянием социальной депривации — так называют условия, когда у ребёнка вообще нет фигуры привязанности. Например, если он подолгу лежит в больнице, растёт в детском доме или часто переходит от одного опекуна к другому.
В таких условиях у ребёнка нет ни возможности, ни смысла адаптироваться к модели поведения конкретного взрослого. Он запомнит, что одна нянечка не прочь почитать ему на ночь, если он будет приветлив и ласков — но бессмысленно быть приветливым и ласковым с другой нянечкой, которая не будет читать, как ты себя ни веди.
Ребёнок, который вырос в условиях социальной депривации, со временем перестаёт жонглировать стратегиями и выбирает одну — с его точки зрения, самую надёжную — никому и никогда не доверять, но внутренне тянуться к теплу.

Как проявляется тревожно-избегающий тип привязанности во взрослой жизни
Любой список в научно-популярной статье о психологии — это обобщение, а обобщения — зло. Чтобы не грести всех людей под одну гребёнку, пробежимся по трём оговоркам, которые одинаково верны для представителей всех типов привязанности:
1. Тип привязанности проявляется только в контексте угрозы потерять значимые отношения.
2. Проявления типов привязанности — это спектр, в который входят как тонкие намёки, так и тревожные Царь-колокола.
3. Тип привязанности проявляется в любых отношениях, которые человек считает близкими, а не только в романтических.
Как может вести себя человек с тревожно-избегающим типом привязанности:
идёт на контакт, потом резко отстраняется — и так по кругу;
сомневается в чувствах партнёра, даже когда всё хорошо;
увиливает от серьёзных разговоров об отношениях через молчание или шутки;
пропадает без объяснений, а потом возвращается, чтобы убедиться, что его всё ещё любят;
долго поддерживает отношения на стадии «без обязательств», чтобы не плодить зоны уязвимости;
склонен к самосаботажу, ищет и находит в себе недостатки, которые, с его слов, могут стать причиной разрыва в будущем;
обижается и ревнует без видимой причины.
Где заканчивается тревожно-избегающий тип и начинается расстройство психики
Желание побыть одному, взять паузу или сделать шаг назад — нормально, и время от времени так делает каждый из нас. Вопрос в том, насколько эти границы жёсткие и мешают жить.
Отличить проявления тревожно-избегающего типа привязанности от расстройства личности может только врач. В таблице ниже — примерные признаки, которые помогут заподозрить неладное и обратиться за помощью:
Проявление | Тревожно-избегающий тип привязанности | Подозрение на расстройство психики |
|---|---|---|
| Отношение к близости | Нестабильное: то ближе, то дальше. Со временем способен уменьшить амплитуду эмоциональных колебаний, если отношения устойчивы. | Амплитуда колебаний не снижается, даже в долгосрочных связях. Контакт остаётся хаотичным и болезненным. При ПРЛ эмоциональные качели постоянны, а чувство безопасности не возникает. При психопатии эмоциональный контакт невозможен. |
| Разговоры о чувствах | Может избегать обсуждения эмоций, уходить в шутки или тишину, но позже возвращается к разговору. | Эмоции не осознаются или выражаются крайне редко. Отсутствует способность идентифицировать и регулировать чувства. |
| Поведение в конфликте | Может реагировать по-разному: избегать, брать паузу, уходить, но ожидает, что его дождутся. Ему тяжело выдерживать эмоции, но со временем он возвращается в контакт. | Реакции чрезмерны по силе — от резких обрывов связи до бурных примирений. Эмоции скачут от избыточной яркости до полного обнуления. Конфликты воспринимаются как угроза существованию отношений. |
| Долгосрочные отношения | Может выстраивать длительные, хотя и нестабильные связи. При компенсации становится устойчивее. | Длительные отношения часто формально сохраняются, но остаются эмоционально разрушительными. Контакт не стабилизируется со временем, даже при терапии без медикаментозной поддержки. |
Как строить отношения с человеком с тревожно-избегающим типом
Никто не сказал, что будет легко. Глобально тип привязанности едва ли можно изменить — можно лишь в большей или меньшей степени скомпенсировать. Поэтому вступать в отношения с человеком с тревожно-избегающим типом привязанности с расчётом вылепить из него «надёжного» — заранее плохая идея. Но всё же есть небольшие шаги, которые помогут сделать отношения с тревожно-избегающим более спокойными и предсказуемыми:
Последовательность и предсказуемость. Старайтесь сделать так, чтобы ваши слова и действия соотносились друг с другом. Хотя бы одно слово и одно действие. Это сама по себе полезная практика, которая поможет в отношениях со всеми людьми.
Темп партнёра. Даже если мы представим, что вторая сторона тоже считает, что ей нужно меняться, дайте этой второй стороне время. Некоторые изменения происходят удивительно быстро, других нужно ждать годами — даже при условии, что оба человека в отношениях над ними работают.
Понятные границы. «Я могу сегодня, не могу завтра — скажу заранее», «Я раздражён не потому, что ты позвонил, а потому что ты позвонил, когда я была на работе — постарайся писать, если у тебя нет ничего срочного».
Забота без драм. Интерес к жизни человека, поддержка и обычные человеческие жесты заботы: предложить провести время вместе, сделать сюрприз или просто спросить, как дела — такие действия создают безопасность не на словах, а на деле.
Не принимайте всё на свой счёт. То, как на нас реагируют люди — это проявление их мыслей, установок и страхов, за которые мы не отвечаем.
Что помогает справляться с тревожно-избегающей привязанностью
Тип привязанности нельзя изменить, но можно разбавить тревожно-избегающие паттерны надёжными. А можно вообще ничего не делать — это на минуточку, ваше священное право.
Что поможет человеку с тревожно-избегающим типом привязанности:
1. Замечать и называть чувства: я злюсь, я ревную, я обижаюсь.
2. Брать паузы, но не убегать: «Мне нужно взять паузу, чтобы не наговорить тебе лишнего. Давай вернёмся к этому разговору завтра» лучше, чем «исчезнуть».
3. Прямо говорить о страхах и потребностях: «Я боюсь, что в последнее время я уделяю тебе мало внимания, и ты уйдёшь от меня», «Мне важно, чтобы мы говорили о том, что мне интересно».
4. Опора на надёжных людей: друзей, членов семьи, коллег.
5. Психотерапия: особенно подходы с фокусом на навыках эмоциональной саморегуляции — например, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
6. Не требовать от себя и других «идеальной надёжности»: достаточно быть хотя бы немного предсказуемым.
Что в итоге
Тревожно-избегающая привязанность — это стратегия поведения, которая однажды сформировалась под воздействием разных факторов: наших склонностей, особенностей внешней среды и поведения значимых взрослых. Но, если что-то появилось в детстве и не нравится нам сейчас, это не значит, что мы на всю жизнь обречены то приближаться, то убегать.
Если вам не нравится текущее положение дел, найдите способ скомпенсировать тревожно-избегающие стратегии. В этом могут помочь психологи, хорошие научно-популярные книжки, статьи и подкасты, и, конечно, круг близких друзей.
Эти статьи помогут вам лучше разобраться в теме
Родители, обезьяны и любовь: что такое типы привязанности и как они влияют на отношения. Авторы статей о популярной психологии используют теорию привязанности, чтобы объяснить, почему ваш парень целый час игнорит вас в чате. В новом лонгриде расскажем, откуда взялась и в чём заключается теория привязанностей — и что с ней не так.
Тревожная привязанность: «Я боюсь тебя потерять и сделаю всё, чтобы остаться вместе». Тип привязанности — это стратегия поведения, которую человек демонстрирует в ответ на угрозу потерять значимые отношения. Всего типов привязанности четыре: тревожный, избегающий, тревожно-избегающий и надёжный. В новом лонгриде поговорим про первый из них.
Избегающая привязанность: «Лучше быть одному». Тип привязанности — это стратегия поведения, которая включается, когда человек боится потерять значимые отношения. Всего есть четыре типа привязанности: тревожный, избегающий, тревожно-избегающий и надёжный. Сегодня поговорим о типе привязанности, который все почему-то ненавидят — избегающем, и заодно узнаем, за что.
⭐️ FitStars напоминает, что статья носит исключительно информационный характер. И не является медицинским диагнозом или рекомендацией. Для назначения лечения обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.
Использованные источники
1. Fraley R.C. Attachment in Adulthood. University of Illinois Psychology Department. 2025. Дата обращения: 12.11.2025
2. Mikulincer M., Shaver P.R. Attachment in Adulthood: Structure, Dynamics, and Change. Elsevier. 2016. Дата обращения: 12.11.2025
3. HelpGuide. Attachment Styles and How They Affect Adult Relationships. HelpGuide. 2025. Дата обращения: 12.11.2025
4. Bartholomew K., Horowitz L.M. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model. Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Дата обращения: 12.11.2025
5. Elsevier. Social Deprivation. ScienceDirect. 2025. Дата обращения: 12.11.2025
6. Vox. Attachment theory, explained. Vox. 2023. Дата обращения: 12.11.2025
7. Envision Wellness. Fearful-Avoidant Attachment in Adults. Envision Wellness. 2025. Дата обращения: 12.11.2025
8. Bustle. How To Overcome Disorganized Attachment Style In Relationships. Bustle. 2025. Дата обращения: 12.11.2025
9. Paquola C., Bennett M.R., Lagopoulos J. Understanding the neurobiology of attachment: a neurodevelopmental perspective. Molecular Psychiatry. 2019. Дата обращения: 12.11.2025
10. Refinery29. Why Attachment Theory Might Be Problematic. Refinery29. 2023. Дата обращения: 12.11.2025
11. Psychology Today. 7 Telltale Signs of an Anxiously Attached Partner. Psychology Today. 2023. Дата обращения: 12.11.2025
12. Fraley R.C. Attachment Through the Life Course. Encyclopedia of Personality and Individual Differences. 2016. Дата обращения: 12.11.2025
13. Main M., Solomon J. Procedures for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1990. Дата обращения: 12.11.2025
14. Psychology Today. Disorganized Attachment: Fears That Go Unanswered. Psychology Today. 2017. Дата обращения: 12.11.2025
Верстка статьи | |
Арсентьева Анастасия | Петренко Ирина |


















