
Автор статьи
Татьяна Марченко
Профессиональный тренер, преподаватель физической культуры, мастер спорта по скалолазанию.
Профессиональный тренер, преподаватель физической культуры, мастер спорта по скалолазанию.
Написано
435 статей
Оглавление
Какому родителю не хочется, чтобы ребёнок заговорил рано и его речь была красивой и содержательной? С таким малышом и жизнь веселее, да и друзьям и родственникам приятно рассказывать о первых забавных детских фразах. К тому же развитый разговорный навык — это ещё и показатель уровня развития ребёнка, и его способность к социальной адаптации.
Как развить речь ребёнка, как «разговорить» малыша? Ниже 10 простых советов, которые помогут развить речь ребёнка. Вполне вероятно, что некоторые из них тебе уже известны или ты пользуешься ими интуитивно. Но будет здорово, если ты почерпнёшь для себя несколько новых идей.
Речь ребёнка, в отличие от многих других навыков, не врождённая. Её формирует много факторов, в первую очередь это нормальное речевое окружение, воспитание и обучение. Окружение ребёнка даёт образец речи и стимулирует её развитие. Поэтому очень важно, чтобы примером для подражания был грамотный литературный язык.
Важные факторы развития речи ребёнка — слух и зрение. Слух взрослого человека точно различает звуки речи, маленький ребёнок ещё не способен воспринимать слова чётко, смешивает одну фонему с другой, поэтому малыш неправильно произносит слова. Нужно не подстраиваться под ребёнка, не сюсюкать и не коверкать речь. Важно поправлять малыша, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, которую впоследствии будет сложно искоренить.
В развитии речи детей большое значение имеет зрение. Дети внимательно наблюдают за движениями губ и языка собеседника, повторяют их, подражая артикуляции взрослых.
Напрямую влияют на детскую речь физические навыки. Чем активнее дети, чем больше они двигаются, тем больше создаётся нейронных связей для дальнейшего развития речевого аппарата.
Как замотивировать маленьких детей заниматься спортом, фитнесом? Только личным примером! Совместные весёлые «Зарядки для детей», «Детские Олимпийские игры», «Школа Супергероев» на FitStars — отличная возможность с малых лет привить ребёнку любовь к спорту и фитнесу. Покупай подписку на FitStars со скидкой в 70% по промокоду MEDIAFS и тренируйся вместе с ребёнком. А также выигрывай дополнительные призы в акции «Весенняя перезагрузка».
Почему так много внимания логопеды уделяют мелкой моторике? Потому что её совершенствование напрямую связано с развитием речи. Так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон. Рисование, лепка из пластилина, занятия с кинетическим песком и другие занятия для маленьких ловких пальчиков готовят руки к письму и развивают мышление ребёнка.
Пуговицы, мелкие игрушки, бусы, камешки, счётные палочки — всё, что угодно, можно по одному складывать в ёмкость, пытаться нащупать предмет в коробке, заполненной крупой, с закрытыми глазами определять предмет на ощупь и т. д.
Завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы, продевать шнурки в дырочки. Не менее важно, что потом всё это надо распутать, что может оказаться ещё более сложной задачей.
Для маленьких детей продаются специальные картонные наборы и безопасная пластиковая игла, для детей постарше можно приобретать обычные наборы для вышивания.
Прицепить прищепки на разные поверхности так, чтобы они не сразу бросались в глаза. Ребёнок должен все их найти и снять. Затем роли меняются, и уже малыш цепляет прищепки, а отыскивает их взрослый.
Музыка, ритмика развивают способность детей различать звуки на слух, выражать мысли словами и движениями. Включение в досуг ребёнка музыкально-ритмических игр вырабатывает слитность, плавность речи, нормализует её темп.
Взрослый ручкой или карандашом по столу простукивает несложный ритм. Ребёнок должен повторить его, хлопая в ладоши. Затем игроки меняются ролями. Теперь задача ребёнка придумать ритм и простучать его карандашом по столу, а взрослый должен повторить ритм хлопками в ладоши.
Мама или папа напевают любую знакомую мелодию, используя только слог «ха» или «ля», а ребёнок должен её отгадать. Затем в роли экзаменуемого выступают родители.
Взрослый прячет игрушку, а ребёнок начинает искать её, ориентируясь на громкость песни. Взрослый либо сам поёт, либо включает мелодию и регулирует её громкость — чем ближе к игрушке, тем громче звучит мелодия. Потом игрушку прячет ребёнок и сам напевает мелодию.
Звукоподражательные слова имитируют звук движущейся машины, крик птиц, голоса животных, звучание музыкальных инструментов, звуки природы (дождь, ветер).
Звукоподражание для детей эффективно не только в плане развития речи, это ещё и важный способ познания окружающего мира. Чем больше ребёнок будет тренироваться в подражании, тем быстрее научится управлять своей речью.
Одна из самых известных — популярный «Крокодил». «Крокодил» активизирует любознательность и наблюдательность. Эту игру любят и дети, и взрослые. Можно вовлечь ребёнка предложением: «Угадай, что я делаю». Для малышей это могут быть самые элементарные действия: чистить зубы, есть кашу. Для детей постарше — имитировать походку медведя, читать книгу, делать бутерброд, наливать чай, смотреть телевизор. После того как ребёнок угадал ситуацию, можно предложить ему самому показать такую мини-пантомиму: «оживить» вариант, как лиса пробирается в курятник и уносит петуха и так далее.
Такие игры-пантомимы это и первая ступень сюжетно-ролевой игры.
Дети обожают имитировать разговор взрослых по телефону. Они подражают интонациям, жестам во время разговора, эмоциям. И это отличная возможность развить у ребёнка внимательность к деталям, стимулировать речевое развитие, повысить коммуникативную компетентность. Разговор по телефону может быть с другом или знакомым взрослым, но особенно интересно, когда малыш звонит сказочным персонажам. Такому фонтану фантазии, которая открывается у ребёнка, позавидует и взрослый человек.
Замечательно, если среди сверстников есть дети, которые уже хорошо разговаривают. Дети часто учатся друг у друга, и игры, в которых нужно вместе повторять звуки и слова, помогают ребёнку развить речь.
Отдельно нужно сказать о роли книжки в развитии речи ребёнка. Если родители увлечённо читают детям книги, это всегда предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. Чтение вслух всегда вызывает эмоции у детей, уносит их в сказку, развивает бурное воображение.
Дети визуализируют события, представляют себя в роли главного героя. Ребёнок начинает сопереживать персонажам, предлагать свои варианты событий. Начинает мыслить креативно, искать выход из ситуаций и таким образом учится решать проблемы.
Важно вместе с маленьким слушателем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, побуждать к размышлению. Постепенно у ребёнка расширяется словарный запас, он начинает использовать новые слова и более сложные конструкции в своей речи. Для развития речи хороши книги, которые содержат звукоподражание и рифмы. Дети любят повторять звуки и рифмы, что помогает запоминать новые слова и звуки.
Важно, чтобы вслух читали именно родители, или другие взрослые, а не аудиосказки. Вполне понятно желание взрослых заняться своими делами, когда ребёнок слушает аудиоверсию сказки.
И дело не только в том, что при совместном чтении книги возникает особенная близость с детьми. Привычка во время чтения следить за движением языка, губ помогает развитию точной артикуляции. При этом чтец, конечно же, должен обыгрывать голосом сюжет книги, не читать монотонно, не торопиться, а выдерживать ритм и следить за реакцией ребёнка.
До 6–7 лет можно скорректировать и улучшить недостатки речи, так как мозг и центральная нервная система активно развиваются. Но чем старше ребёнок, тем сложнее овладеть правильной речью, так как с возрастом эта гибкость утрачивается. Если вовремя не научить ребёнка разговаривать, это может оказаться невозможным в будущем. Яркий пример — дети-маугли. Дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции (две сестры, которых воспитывала стая волков, 9-летний мальчик — предводитель дворовых собак), после того как попали в нормальную человеческую среду, так и не смогли освоить человеческую речь. Поэтому так важно работать над развитием речи ребёнка с самых первых дней, месяцев его жизни.
Войдите, чтобы оставить отзыв
#Питание
#Питание
17 марта 2025
#Питание
06 марта 2025
#Питание
#Питание
24 февраля 2025
#Питание
20 февраля 2025
#Питание
17 февраля 2025
#Питание
13 февраля 2025
#Питание
13 февраля 2025
#Питание
10 февраля 2025
#Питание
03 февраля 2025
#Питание
#Питание
27 января 2025
#Питание
21 января 2025
#Питание
17 января 2025