
Автор статьи
Ольга Штокалова
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Написано
79 статей
Оглавление
{{ banner_block|raw }}
Вначале приведу клинический случай из собственного опыта. Как-то во время экскурсии на Останкинскую телебашню при спуске на скоростном лифте у меня сильно заложило оба уха. Боли не было, но дискомфорт сохранялся ещё несколько минут после выхода из лифта.
В другой раз во время авиаперелёта в Санкт-Петербург уже при посадке самолёта я буквально оглохла на левое ухо. На этот раз заложенность сопровождалась лёгкой болезненностью и длилось более четырёх часов.
К счастью, все эти неприятные симптомы прошли самостоятельно, и мне не пришлось обращаться за медицинской помощью. Те, кто часто летают на самолётах, меня хорошо понимают. Всё описанное выше относится к баротравме уха.
{{ info_block_small|raw }}
Баротравма уха — это механическое повреждение стенок и структур среднего уха, возникающее в результате воздействия сильного перепада барометрического давления при подъёме и, чаще, при снижении самолёта во время его посадки.
В результате баротравмы в слизистой оболочке среднего уха возникает асептический (неинфекционный) воспалительный процесс — аэроотит.
Барабанная перепонка и другие образования среднего уха человека — сложно устроенный слуховой механизм. Он способен выдержать даже значительное увеличение атмосферного давления, но только в случае его медленного изменения.
При нормальной работе слуховой трубы давление в ухе выравнивается самостоятельно, хоть человек и испытывает поначалу дискомфорт, но потом приходит в норму. Нарушение этого механизма ведёт к развитию аэроотита.
Аэроотит, связанный с воздушными полётами, возникает в основном при быстром снижении самолёта. В этом случае разница между внутренним давлением в барабанной полости и внешним давлением в области наружного уха растёт весьма быстро. Таким образом, у человека развивается аэроотит.
Степень изменений в среднем ухе зависят от разницы давления по обе стороны барабанной перепонки, скорости изменения давления, а также проходимости слуховой трубы.
Любителям дайвинга на заметку — подобные изменения происходят не только во время полёта в самолёте, но и при быстром погружении на глубину и подъёме с глубины. Профессиональным ныряльщикам и водолазам об этом хорошо известно, поэтому чтобы избежать баротравмы, подъём осуществляется постепенно. А вот неопытные ныряльщики вполне могут пострадать из-за незнания основ безопасности подводного плавания.
Баротравма слухового аппарата проявляется следующим образом:
ощущением заложенности;
звоном и шумом в ушах;
ощущением распирания уха изнутри;
болью разной интенсивности;
иногда снижением слуха.
В случае разрыва барабанной перепонки и травме слуховых косточек к боли присоединяются головокружение, нарушение равновесия и координации движений.
При присоединении инфекции (например, во время ныряния) может развиться гнойный отит с сильными «стреляющими» болями, гнойными выделениями из уха, подъёмом температуры от 38 до 39 °C.
В основном баротравма при обычном полёте на самолёте проходит без выраженных последствий. Пассажиры испытывают короткий период дискомфорта, самостоятельно и бесследно проходящий от нескольких минут до часа после посадки.
Часто бывает так, что у одного человека просто «заложило уши» и всё быстро вернулось к норме, а у соседа по креслу возникает боль, выраженный дискомфорт, снижение слуха на сутки и более. Изменение слуха отражает степень поражения звукопроводящего аппарата. Разрыв барабанной перепонки можно заподозрить, если было ощущение хлопка и резкая, сильная боль.
Есть множество причин, которые могут мешать нормальному выравниванию давления в среднем ухе. Чаще всего они связаны с нарушением проходимости слуховой (евстахиевой) трубы или с состоянием наружного слухового прохода. В таком случае перепады давления становятся особенно опасными — именно они и провоцируют развитие баротравмы.
Вот основные факторы риска:
особенности строения, например, сужение евстахиевой трубы;
отёк слизистой носоглотки из-за воспаления слизистой носа при ОРВИ, тонзиллите, гайморите или аллергическом рините;
хронические процессы в носоглотке, ухудшающие проходимость евстахиевой трубы (аденоиды у детей, хронический ринит, опухоли);
нарушение носового дыхания из-за полипов, искривления носовой перегородки, беременности (в это время слизистая отекает сильнее), частых носовых кровотечений;
возрастные особенности строения носоглотки и евстахиевой трубы у грудных детей;
наружный отит;
механическая закупорка слухового прохода серными пробками;
психологические причины, например, боязнь перелётов или панические атаки, сопровождающиеся спазмом дыхательных мышц и нарушением дыхания.
Чтобы снизить риск баротравмы во время полёта, важно заранее позаботиться о защите слуха — особенно если у вас есть склонность к отёкам слизистой или частым простудам. Простые, но эффективные меры помогут избежать неприятных ощущений при перепадах давления и сохранить комфорт на протяжении всего перелёта.
Что можно сделать в самолёте:
1. При уже имеющемся отёке слизистой носа любой причины используйте сосудосуживающие капли и антигистаминные средства.
2. Для повышения давления воздуха в слуховой трубе периодически сглатывайте и зевайте несколько раз за время подъёма и посадки самолёта. Лёгкое натуживание на выдохе при закрытых носовом и ротовом отверстиях также помогает снять заложенность в ушах.
3. Если вы взяли в полёт грудного ребёнка, то дайте ему бутылочку с водой во время взлёта и посадки.
4. Маленьким детям подойдёт рассасывание чупа-чупса, подросткам и взрослым – жевать жевательную резинку. Это вызовет обильное выделение слюны и частое сглатывание.
5. По возможности избегайте перелётов во время сильной простуды, инфекционного отита, обострения хронического тонзиллита, гайморита или аденоидита.
Под водой давление на органы слуха меняется особенно быстро, и даже незначительные ошибки при погружении могут привести к серьёзному дискомфорту или травме. Чтобы этого избежать, важно соблюдать определённые правила безопасности. Они особенно актуальны для тех, кто только начинает осваивать дайвинг или любит активно отдыхать на море.
{{ promotion_block|raw }}
Вот что поможет защитить уши во время ныряний:
1. Не ныряйте на большую глубину, не имея опыта глубоководного погружения.
2. Осуществляйте постепенно подъём с глубины. Это поможет избежать не только баротравмы, но и главного врага дайверов — кессонной болезни.
3. Не ныряйте во время сильной простуды, обострения хронического тонзиллита, гайморита или аденоидита.
4. Используйте специальную защиту наружного слухового прохода во время ныряния на любую глубину.
Баротравма уха лёгкой степени, как правило, проходит сама. Можно использовать сосудосуживающие спреи для носа (но только в нос!) 2–3 раза в день.
{{ post_1017|raw }}
Если неприятные ощущения в ухе после полёта не проходят самостоятельно в течение суток или присутствует боль, нарушение слуха, необходимо обратиться к отоларингологу (ЛОР-врачу).
Диагноз аэроотита ставится легко: врачу достаточно расспросить пациента, выслушать жалобы и осмотреть ухо с помощью отоскопа. Это простой прибор, который позволяет увидеть состояние наружного уха и барабанной перепонки. После осмотра врач подберёт нужное лечение.
Важно помнить: если не лечить аэроотит, он может перейти в более сложную форму — адгезивный средний отит. При этом нарушается подвижность барабанной перепонки, и слух может значительно ухудшиться.
Иногда при аэроотите происходит разрыв барабанной перепонки. В большинстве случаев он заживает сам, но есть риск, что через него в ухо попадёт инфекция — особенно если человек купался или нырял. Это может привести к острому гнойному среднему отиту — с болью, лихорадкой и выделениями из уха.
Если в этот момент неправильно принимать антибиотики или прекратить их слишком рано, воспаление может распространиться дальше — на кость за ухом. Такое осложнение называется мастоидит, и оно требует более серьёзного лечения. В лёгких случаях достаточно наблюдения в поликлинике, но при тяжёлом течении может понадобиться лечение в больнице.
Иногда воспаление затрагивает внутреннее ухо — об этом может свидетельствовать головокружение. В таких случаях очень важно соблюдать строгий постельный режим, чтобы избежать осложнений и не усугубить состояние.
И главное — при любых симптомах баротравмы или аэроотита нельзя капать в ухо ничего самостоятельно. Это может быть очень опасно, особенно если есть разрыв барабанной перепонки. Такой диагноз может поставить только врач после осмотра.
Пусть никакой отит не омрачит вам летний отдых!
Как правильно чистить уши, чтобы не появились проблемы со слухом. Казалось бы, в чём проблема — как правильно чистить уши, знает каждый взрослый. Но наши уши обладают уникальной системой самоочищения. Так стоит ли вообще чистить уши от серы и почему ватные палочки для этого не лучший вариант?
Чистые уши — здоровый ребёнок: что нужно знать про ушные пробки у детей. В этой статье мы разберём, какие признаки должны вас насторожить, к какому врачу обратиться, и главное — как можно предотвратить появление проблем с ушами у ваших малюток.
Как совместить отпуск с тренировками и можно ли вообще отказаться от спорта на отдыхе? Но если не тренироваться, не растеряются ли за 2–3 недели все достижения? Разбираемся в статье.
Оториноларингология : учебник / В. Т. Пальчун, А. И. Крюков, М. М. Магомедов. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 592 с. Дата обращения: 23.06.2025.
Верстка статьи | |
Арсентьева Анастасия | Петренко Ирина |
Войдите, чтобы оставить отзыв
#Питание
#Питание
23 июня 2025
#Питание
20 июня 2025
#Питание
#Питание
17 июня 2025
#Питание
#Питание
#Питание
11 июня 2025
#Питание
10 июня 2025
#Питание
#Питание
05 июня 2025
#Питание
#Питание
#Питание
#Питание
22 мая 2025