Коррекция плоскостопия. Доктор говорит
И вот пришло время для новой беседы с доктором. На этот раз поговорим о ещё одной медико-социальной проблеме нашего времени 一 плоскостопии. Читай статью и шагайте по тропе жизни смело всей семьей!
Общие сведения
Из самого названия можно понять, что плоскостопие 一 деформация стопы, которая проявляется в снижении её продольного и поперечного сводов. При плоскостопии под влиянием неблагоприятных факторов происходит скручивание стопы по оси с резким уменьшением её сводов. В связи с этим во время стояния и ходьбы основная нагрузка приходится на уплощённый внутренний край стоп. Если в норме стопа действует как рессора, то при плоскостопии происходит значительная утрата их рессорных свойств.
По различным данным, плоскостопием страдает от 20 до 40 % детей.
Наша стопа выполняет ряд важных функций:
- опорную;
- рессорную (амортизационную);
- двигательную;
балансировочную.
В организме рессорную функцию опорно-двигательного аппарата обеспечивают: физиологические изгибы, межпозвонковые диски, продольный и поперечный своды стоп. От состояния стопы зависит плавность и лёгкость походки. Для лучшего понимания проблемы коротко опишу анатомические особенности этой важной части тела.
Анатомия стопы
Стопа состоит из трёх сводов или арок. Наружная арка проходит от наружной поверхности пяточного бугра пяточной кости до головки пятой плюсневой кости.
Внутренняя арка располагается от пяточной кости до головки первой плюсневой кости, вершиной внутреннего продольного свода является бугристость ладьевидной кости. Поперечная арка проходит от головки первой до головки пятой плюсневой кости. Внутренняя продольная и поперечная арки выполняют рессорную функцию стопы, а наружная продольная-опорную. При снижении внутреннего продольного свода формируется продольное плоскостопие, а при снижении поперечного свода 一 поперечное.
В образовании сводов стоп важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но и согласованная работа мышц голени и стопы. У детей, по сравнению со взрослыми, на стопе больше развита подкожно-жировая клетчатка, поэтому до 3-х лет уплощение сводов стоп является физиологическим.
Основные сосуды и нервы стопы располагаются в области внутреннего продольного свода, поэтому при длительных динамических или статических нагрузках на нижние конечности в стопе возникает боль. От сдавления подошвенных артерий нарушается кровообращение, что клинически выражается в появлении отёка стоп.
Классификация плоскостопия
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное.
При продольном плоскостопии проявляется функциональная недостаточность передней и задней большеберцовых мышц, короткого сгибателя пальцев, квадратной мышцы подошвы и длинного сгибателя пальцев.
Для поперечного плоскостопия характерна функциональная недостаточность мышцы, отводящей большой палец и межкостных мышц.
Последнее встречается редко и обычно у женщин. В связи с перегрузкой переднего отдела стоп при ношении обуви на высоком каблуке.
По этиологическому – на врождённое и приобретённое, которое включает в себя рахитическое, травматическое, статическое и паралитическое.
Врождённая плоская стопа встречается сравнительно редко. Причиной её является внутриутробно возникающий порок развития.
Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, перенесших рахит. Деформация стопы в этом случае происходит под действием тяжести тела на рахитически изменённые кости и суставно-связочный аппарат стопы. Профилактика и лечение рахитического плоскостопия тесно связаны с профилактикой и лечением основного заболевания.
Паралитическое плоскостопие возникает при параличе одной или обеих большеберцовых мышц, а также коротких мышц стопы, чаще всего вследствие полиомиелита.
Причиной статического (наиболее часто встречающегося) плоскостопия считают слабость мышечного тонуса, чрезвычайное утомление мышц, в связи с длительным пребыванием на ногах при определённых профессиях, при возрастании веса тела в течение короткого отрезка времени. Нередко плоскостопие формируется при ношении нерациональной обуви (узкой, на высоких каблуках). Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушений осанки.
Симптомы и классификация плоскостопия у детей
Симптомами плоскостопия являются повышенная утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах при длительной ходьбе и к концу дня снижение физической работоспособности.
Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп. Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы. Она уплощается и расширяется, особенно в средней части. Пятка при этом пронируется 一 отходит к наружной стороне.
Продольное плоскостопие
В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль в ногах усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать всё труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают. При плосковальгусной стопе пятка и передний отдел стоп отклоняются к наружной стороне в виде буквы Х, появляются болевые точки на подошве (в центре внутреннего продольного свода), под лодыжками, в мышцах голени, в коленном и тазобедренном суставах, в области поясницы (вследствие нарушения осанки).
Поперечное плоскостопие
Постепенно поперечный свод расплывается и образуется веерообразное расхождение пальцев. В дальнейшем происходит отклонение первого пальца кнаружи, деформируются другие пальцы, на подошве появляются «натоптыши», припухлость. Болевые точки определяются между головками плюсневых костей, особенно у основания второго и третьего пальцев, а также в мышцах голени, бёдер и поясницы.
Диагностика плоскостопия у детей
Диагноз плоскостопия ставится на основании данных анамнеза (возраст ребёнка, условия его жизни, перенесенные заболевания), жалоб, визуального осмотра стоп в нагрузке стоя и разгрузке (стоя на коленях на стуле со свободно свешенными стопами) и данных объективного исследования (подометрии, плантографии и рентгенографии).
Подометрия проводится с помощью линейки и циркуля. Определяется высота внутреннего продольного свода стопу от бугристости ладьевидной кости до пола в положении лёжа и расслабленных мышцах ног. Врач-ортопед полученные показатели соотносит с возрастными нормативами и полом ребёнка. Для получения плантограммы (отпечатка подошвы стопы) используют различные красители (раствор синьки, тушь и т.д.) или вазелин, детский крем или обычное растительное масло.
Стопу смазывают одним из перечисленных веществ, затем делают чёткий отпечаток на светлой бумаге. След необходимо сразу же обвести карандашом для избежания расплывчатости контуров. Техника плантограммы настолько проста, что её можно проводить в домашних условиях. А вот оценивать плантограмму после необходимых измерений будет тот же врач-ортопед. Самый точный и объективный метод исследования стоп – рентгенологический. В настоящее время для этого используется компьютерная подография, основанная на выявлении участков локальной перегрузки между стопой и опорой, симметричности распределения нагрузки между стопами. С её помощью оценивается и динамика состояния стоп, а также результат лечения.
Итак, больной осмотрен, проведено необходимое обследование и поставлен диагноз. А дальше?
Лечение плоскостопия: супинаторы и стельки
Дальше последует лечение, которое должно быть комплексным: массаж, гимнастика, физиотерапия, метод биологической обратной связи и, конечно, ортопедическая терапия. Коррекция наиболее эффективна в период роста, так как в это время формируется опорно-двигательный аппарат. Период этот продолжается в течение 10-12 лет, но оптимальна коррекция деформаций в возрасте 4 -6 лет.
Для коррекции плоскостопия, как правило, недостаточно обычной удобной рациональной обуви. При лёгкой степени назначаются супинаторы и ортопедические стельки. Супинаторы могут быть пробковые, пластиковые или металлические. Они облегчают ходьбу, беря на себя часть нагрузки. Показаны при длительной ходьбе во время экскурсий, прогулок и пеших переходах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как при этом быстро развивается атрофия сводов стоп.
Ортопедические стельки применяются при недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы. Основная их функция – распределение нагрузки между стопой и опорной поверхностью.
В зависимости от типа деформации детям назначают два типа стелек:
- сводоформирующие. Изготавливаются с выкладкой внутреннего и наружного продольных сводов стопы и используются для профилактики прогрессирования заболевания;
- сводоподдерживающие. Место выкладки внутреннего и наружного продольных сводов сочетается с дополнительным супинатором пяточного отдела, а также высокий внутренний жёсткий козырёк.
Изготавливаются стельки из натуральной кожи или синтетических материалов, подбираются в ортопедическом салоне по длине стопы и носятся в обуви с задником в течение дня. По мере роста стопы необходимо менять размер стелек.
Выбор ортопедической обуви
При средней степени плоскостопия применяется ортопедическая обувь, которая не исправляет деформацию, а улучшает двигательную и статическую функцию конечностей и предотвращает неправильную фиксацию положения стопы. Изготавливается из натуральной кожи. Детям до трёх лет ортопедическая обувь не назначается. У 10% детей вследствие нерегулярного лечения или его отсутствия плоскостопие не поддаётся коррекции. При отсутствии эффекта от ношения ортопедической обуви для нормализации соотношения костей в таранно-ладьевидном суставе используют этапные лонгеты из гипса или поливика на шнуровке или без неё. Лонгеты обеспечивают правильное взаиморасположение костей стопы в процессе роста ребёнка.
При тяжёлой степени плоскостопия с постоянными болями показано оперативное лечение.
Лечение плоскостопия: массаж и физиопроцедуры
При плосковальгусной стопе с успехом используется и физиотерапия. Для стимуляции расслабленных мышц внутренней поверхности голени и подошвы стопы показана электронейростимулирующие токи. Напротив, на сокращенные мышцы наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы для расслабления показаны тепловые процедуры парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации. Курс лечения 15 – 20 процедур, в течение года 3-4 таких курса.
Физиопроцедуры прекрасно сочетаются с массажем.
Задачи массажа:
- укрепление мышц, поддерживающих своды стоп;
- снятие утомления в отдельных мышцах;
- уменьшение болей;
восстановление рессорной функции стоп.
На мышцы внутренней поверхности голени и подошвы стопы выполняются растирание, разминание и ударная вибрация. На мышцы наружной поверхности голени выполняются расслабляющие методики: поглаживание, лёгкое растирание и непрерывная вибрация. Продолжительность сеанса – 15-20 минут. Курс лечения – 12-15 сеансов.
В течение года проводится два курса массажа, при этом нужно знать, что тепловые процедуры всегда предшествуют массажу.
Хороший эффект даёт использование активной методики с помощью приборов биологической обратной связи (БОС). Это позволяет выявить локализацию и степень выраженности патологического состояния мышц, а также подобрать индивидуальную физическую нагрузку для каждого больного. Это позволяет за более короткий срок добиться выраженного положительного эффекта у детей, страдающих плоскостопием.
Упражнения при плоскостопии
Обязательным средством реабилитации является лечебная гимнастика.
Она поможет увеличить силовую выносливость мышц нижних конечностей, скорректировать деформацию стоп, повысить физическую работоспособность, воспитать и закрепить навык правильной осанки и правильной установки стоп.
Перед занятиями целесообразно проведение массажа стоп. Специальные гимнастические упражнения используются в положении разгрузки стоп в исходном положении лёжа или сидя. В занятиях активно используются различные тренажёры и предметы: мяч, гимнастическая палка.
Упражнения в ходьбе:
- на носках;
- на наружном своде;
- «гусиным шагом»;
- на носках в полуприседе;
- с поворотом стоп пятками наружу и носками внутрь;
- на носках с высоким подниманием бёдер;
- скользящим шагом со сгибанием пальцев;
- по ребристой доске;
- по гимнастической палке вдоль и поперёк;
- по наклонной плоскости на носках;
- по бревну на носках;
- танцевальные шаги на носках;
ходьба по набивным мячам.
Упражнения в исходном положении стоя:
- приподнимание на носках вместе и попеременно;
- перекат с пятки на носок и обратно;
- полуприсед и присед на носках;
- полуприсед и присед пятки врозь и носки вместе;
- поднимание пяток без отрыва от пола пальцев ног;
- присед на гимнастической палке;
- полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди;
балансировка на мяче.
Упражнения в исходном положении сидя:
- ноги параллельно, поднимание пяток вместе и попеременно;
- тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
- поднимание пятки одной ноги и носка другой;
- захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
- сед по-турецки;
- подгребание пальцами стоп матерчатого коврика;
перебрасывание мячей ногами.
Упражнения в исходном положении лёжа:
- оттягивание носков;
- стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
- поочерёдное приподнимание пяток от опоры;
- ноги согнуты, бёдра разведены, стопы касаются подошвами друг друга;
- отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;
- круговое движение стоп;
- скольжение стопой по глени другой ноги;
лёжа на животе отжимание от пола, ноги на носках;
Кроме того, в занятия включаются лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки со скакалкой, прыжки с мячом, зажатым между стоп, прыжки на носках на одной ноге и на двух попеременно. Занятия должны проводиться дома ежедневно.
И конечно же, несколько слов о профилактике.
Профилактика плоскостопия
Важны закаливающие процедуры для профилактики ОРВИ и обострений хронических заболеваний, профилактика травматизма, которые могут привести к длительному постельному режиму и развитию гипотрофии мышц стоп. Летом за городом приучайте своих детей ходить босиком по песку, мелкому гравию и скошенной траве, кататься на велосипеде, играть с мячом. Зимой катайтесь с детьми на лыжах и коньках. Учите детей плавать «кролем» на груди и на спине.
Очень важно уделить внимание воспитанию навыка ходьбы – правильно распределять площади опоры и центра тяжести. Обувь должна быть тёплой, удобной, прочной, эластичной и устойчивой. Каблук не должен превышать 4 см для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы. До 5 лет рекомендуется носить ботинки, стабилизирующие голеностопный сустав. Чешки и мягкие сандалии можно носить только с широким носом и при наличии задника.
Под обувь надо надевать носки или колготки из натуральных тканей, особенно при повышенной потливости ног. Надо научить детей регулярно подстригать ногти, чтобы не допускать врастания их при сдавливании стенок обуви.
Такие вот нехитрые советы для того, чтобы ваши ноги вам служили верой и правдой долгие-долгие годы.
FitStars ЗА здоровье детей
Напоминаем тебе, что на нашей платформе домашние тренировки для детей теперь абсолютно бесплатные! Просто зарегистрируйся на сайте, не проводя оплату подписки, и помогай ребёнку дружить со спортом и полезной активностью уже с малых лет.
Вам может быть интересно
Получить чек-лист
Оставь имейл, и мы тебе пришлем
чеклист по здоровому образу жизни
Отзывы о статье