Первые 5 вопросов читателей разобрала здесь.

Вопрос 6. Про активный рост и боль в суставах

Сыну 14 лет. Очень активно набирает рост. Болят суставы и особенно колени. Из-за этого пришлось прекратить тренировки в тренажёрном зале. Даже получасовая прогулка заканчивается болями в коленях. Начинает сутулиться. Как быть?! Благодарю!

Судя по описанию симптомов, у вашего сына не исключена болезнь Осгуда-Шляттера — воспаление тканей сухожилия в области верхней части большой берцовой кости. Довольно часто встречается у подростков, особенно у тех, кто занимается спортом. 

Другой важный фактор риска — интенсивный скачок роста во время полового созревания. При этом мышцы и сухожилия не успевают расти по сравнению с ростом костей нижних конечностей. Основной симптом — боль под коленом, которая длится от нескольких недель до месяцев. Симптомы усиливаются при занятиях спортом, особенно во время прыжков и при давлении на колени. Боль возрастает при ходьбе, сгибании и разгибании ног или подъёме по лестнице, но может стихать в покое. При этом болезнь проходит сама после 16 лет, когда закрываются зоны роста. Подтвердить или опровергнуть моё мнение сможет хирург-ортопед, которому рентген, УЗИ и МРТ да будут в помощь. Если диагноз подтвердится, то о большом спорте придётся забыть, во всяком случае, пока не закроются зоны роста. А вот обычная общеукрепляющая гимнастика без бега и прыжков, плавание будут только на пользу.

Теперь в отношении сутулости, то есть нарушении осанки. К сожалению, это не редкость среди подростков в период интенсивного роста. Причин масса: это и неправильное сидение за рабочим столом, и стеснение своего высокого роста, и слабость связочного аппарата позвоночника, и сон на мягкой прогибающейся кровати, и многое другое. Более подробно о причинах и методах коррекции осанки вы можете прочитать в моей статье о нарушении осанки. 

Вопрос 7: про упражнения и помощь ребёнку, чтобы он сел 

Хотелось бы узнать нужно ли делать какие-то упражнения или как-то помогать 6-ти месячному ребёнку, чтобы он сел?

Прежде чем перейти к технике физических упражнений, напомню основные этапы развития детских двигательных навыков. К концу первого месяца здоровый ребёнок в положении лёжа на животе поднимает и самостоятельно удерживает головку. На третьем месяце жизни появляются самостоятельные произвольные движения. К этому времени ребёнок сам переворачивается со спины на живот, пытается ползти, хватает игрушки. К 6 месяцам ребёнок ползает, самостоятельно садится и ложится, хватается и повисает на пальцах рук взрослого. Для такого нормального физического развития можно и нужно проводить с ребёнком пассивные и рефлекторные упражнения. Пассивные упражнения с 3–4-месячного возраста выполняются полностью за счёт усилий взрослого и вырабатывают условный рефлекс на самостоятельные произвольные движения. Примеры таких упражнений.

  1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди. Исходное положение (далее — и.п.) — ребёнок лежит на спине ногами по направлению к матери или инструктору ЛФК. Ребёнок берётся за кисти рук, ручки разгибаются в локтевых суставах и отводятся на уровне плеч до соприкосновения с поверхностью стола. Затем руки ребёнка приводят к груди, как бы обнимая ими тело малыша. Одновременно производится поглаживание рук от кистей к плечам и лёгкое потряхивание конечностей.

  2. Круговые движения руками из и.п. лёжа на спине. Руки ребёнка, придерживая за кисти, поднимают вперёд и вверх до соприкосновения с поверхностью стола. Затем руки ребёнка отводят в стороны и вниз, пока они не окажутся опущенными вдоль туловища. Затем делается обратное движение: руки скользят в стороны и вверх в плоскости стола, затем вперёд и вниз.

  3. Сгибание и разгибание рук попеременно в локтевых суставах по типу «бокса».

  4. Сгибание и разгибание ног вместе из и.п. лёжа на спине ногами к матери. Голени ребёнка охватываются в нижней трети и медленно сгибаются в коленных суставах, а затем и в тазобедренных до касания коленями живота. Затем — в исходное положение.

  5. Сгибание и разгибание ног попеременно, поочерёдно в и.п. лёжа на спине. Траектория движения — колено направлено в сторону пупка.

  6. Используя безусловный хватательный рефлекс, поднимаете малыша, схватившего ваши указательный и средний палец из и.п. лёжа на спине в положение сидя. Повторите упражнение несколько раз.

малыш
Не переживайте, если ребенок сначала встанет, а уже после сядет. Источник: pexels

Хорошим стимулом для принятия сидячего положения могут быть яркие игрушки и погремушки, развешенные поперёк кроватки или коляски. Ребёнок будет стараться принять сидячее положение, чтобы дотянуться до них. Иногда бывает и так, что малыш в 6–7 месяцев сначала встаёт, опираясь на грядушку кроватки, а уж потом пробует сесть. Не волнуйтесь, это нормально и не стоит этому препятствовать. Просто ему это так нужнее, проще и удобнее. У детей свои взгляды и планы на жизнь. Надо только им немножко помочь.

Вопрос 8: про лопатки на разном уровне 

У ребёнка 9-ти лет лопатки торчат по-разному, как будто одна лопатка выше другой. Что делать?

У вашего ребёнка имеет место нарушение осанки по сколиотическому типу. В простонародье такое нарушение называется кособокость. В своих статьях на эту тему я подробно рассказывала о причинах, клинических проявлениях и методах лечения этого заболевания. Позволю себе процитировать некоторые фрагменты моей статьи.

Причиной нарушения осанки бывает порочное положение тела (сутулость, сидение с поджатой под себя ногой, письмо с развёрнутым вбок туловищем и приподнятым плечом) при неправильных позах сидения и стояния, которое принимает характер стереотипа. Неправильная осанка входит в привычку. Привычка порождает болезнь. И если нарушение осанки не является заболеванием и функционально обратимо, то сколиоз — этот бич современных подростков и взрослых людей уже необратим и требует длительного лечения. Поэтому так важно родителям постоянно следить за тем, как ребёнок сидит за компьютером или готовит уроки. Не ленитесь делать ему замечания, не забывая показывать, как правильно сидеть или стоять.

Основное место занимает лечебная физкультура, состоящая из общего статико-динамического режима и лечебной гимнастики. Статико-динамический режим обеспечивается дома и включает следующие правила.

1. Жёсткая, ровная и устойчивая постель соответственно росту ребёнка и с невысокой плоской подушкой. Сон на прогибающихся панцирных кроватях недопустим. Необходимо приучать ребёнка спать на спине или на боку, не сворачиваясь калачиком.

2. После школы — дневной получасовой отдых лёжа для разгрузки мышц спины.

3. Правильно организованное рабочее место с достаточным рассеянным освещением. Высота стола такова, что расстояние от поверхности стола до уровня глаз сидящего прямо ребёнка была около 30 см. Высота стула такова, чтобы угол между бедром и голенью составил 90 градусов. Наличие опоры для спины и стоп.

4. Ношение корректора осанки из эластичных материалов. Корректор осанки выпрямляет спину, обеспечивает лёгкое разведение лопаток, мягкое выравнивание и разгрузку тел позвонков грудного отдела с сохранением нормального тонуса мышц и компенсирует недостаточность мышечного корсета. При этом сохраняется необходимый объём движения позвоночника и, в то же время, происходит коррекция искривлений и разгрузка тел позвонков. Носить его можно во время ходьбы и езды в транспорте, сидя за партой и столом. Понятно, что перед сном корректор осанки необходимо снимать. По мере восстановления мышечного корсета воздействие корректора осанки уменьшается и дальше он применяется только для профилактики нарушения осанки. Теперь его воздействие больше «дисциплинирующее». При попытке сутулиться или подъёма одного плеча выше другого корректор «напоминает» о необходимости ровно держать спину и плечи. Нормальная осанка становится привычной.

5. Правильная рабочая поза во время чтения и письма и работы на компьютере с постоянным контролем родителей или учителя. Основные требования (симметричное положение туловища и максимальная опора для ног, рук и туловища) достигаются с помощью: 

  • опоры стоп на полу или подставке;
  • удержания коленей на одном уровне (ноги согнуты под прямым углом в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах);
  • равномерной опоры на обе ягодицы;
  • периодической опоры спины на спинку стула; удержания расстояния 1,5–2см между столом и передней поверхностью грудной клетки (ширина ребра ладони); 
  • свободного и симметричного расположения предплечий на столе,  симметричного положения плеч;
  • лёгкого наклона головы вперёд; 
  • расположения тетради под углом 30 градусов к краю стола и направления нижнего левого края листа к середине груди.

Встаньте на путь осознанного похудения💪

С полезными письмами по пятницам от FitStars Медиа. Кстати, в первом письме инструкция для поддержания твоей мотивации. Присоединяйтесь к нашему email-сообществу и регулярно читайте: советы по питанию, фитнес-рекомендации от тренеров и квалифицированных экспертов, истории героев, которые смогли🔥

${errors.email}
Встаньте на путь осознанного похудения💪

С полезными письмами по пятницам от FitStars Медиа. Кстати, в первом письме инструкция для поддержания твоей мотивации. Присоединяйтесь к нашему email-сообществу и регулярно читайте: советы по питанию, фитнес-рекомендации от тренеров и квалифицированных экспертов, истории героев, которые смогли🔥

${errors.email}

6. Борьба с порочными позами (подложенная под ягодицу нога, свешивание левой руки со стола, привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене).

7. Ношение рюкзака или ранца вместо портфеля или сумки.

8. Освобождение ребёнка с нарушением осанки от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением, стоянием или ассиметричной статической позой.

Вроде бы всё требования просты и общеизвестны, но их соблюдение потребует ежедневных ваших усилий и усилий ваших детей. Ведь, как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить.

Приступая к лечебной гимнастике, необходимо сформировать у ребёнка навык правильной осанки. Для этого необходимо:

  • работа у зеркала для постоянного зрительного контроля за своей осанкой; 
  • упражнения у вертикальной плоскости: касание стены без плинтуса пятью точками — затылком, межлопаточной областью, ягодицами, икроножными мышцами и пятками;
  • в положении стоя, при ходьбе и выполнении различных упражнений удержание на голове различных предметов (мешочка с песком);
  • упражнения на возвышенной опоре уменьшенной плоскости (бревно или гимнастическая скамейка);
  • воспроизведение правильной осанки с закрытыми глазами по памяти;
  • воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению и контролю.

Овладение навыком правильной осанки ведёт к формированию правильного стереотипа, привычки держать спину ровно в любых условиях. Чтобы эта привычка, как любой условный рефлекс, не угасла, её необходимо подкреплять. Поэтому воспитательное влияние на осанку не должно ослабевать ни дома, ни в школе. Как-то так.

Вопрос 9: про косточку на стопе

У ребёнка 14 лет (профессионально занимается хоккеем), на внутренней стороне стопы выросли косточки. К какому врачу с этим вопросом обратиться?

По всей вероятности, у вашего ребёнка имеет место вальгусная деформация первого пальца стопы. Её также называют «шишка» на стопе, «косточка» на ноге — достаточно распространённое заболевание стопы. Это отклонение большого пальца стопы по направлению к мизинцу. Соседний палец при этом тоже деформируется. Причиной заболевания обычно является наследственная предрасположенность. Провоцирует деформацию ношение тесной, неудобной обуви. Деформация увеличивается, если к этому добавится сильная нагрузка на стопу. При этом второй палец как бы «заходит» на первый. В результате и возникают «косточки» на ноге. Впрочем, окончательный вердикт вынесет врач-ортопед. Визуальный осмотр вкупе с современными методами рентгенодиагностики расставит все точки над i.

Вопрос 10: про родовую травму и её последствия

Сыну 10 лет. Мешает ли учёбе (память, внимание, логика, трудность с решением задач и т.п.), состоянию здоровья (головные боли, гиперактивность) нарушение мелкой и крупной моторики (неумение вырезать ножницами, рисовать, открывать банки, пакеты, завязывать шнурки, лепить пластилином, прыгать на скакалке, ходить на лыжах, ловить мяч)? Из-за этого плохие оценки по физкультуре. Поздно научился ездить на велосипеде. Занимаемся речью, медленное улучшение есть. Может ли всё это быть следствием родового подвывиха атланта, аномалия Кимерли, асфиксия при родах у ребёнка? И что с этим делать, со всеми нарушениями? Инвалидности у нас нет, а значит, в армию возьмут, а он весь неуклюжий, скорости реакции нет. Как быть? Поможет ли ЛФК? Я занимаюсь с ним по возможности, не знаю, успеем ли выровнять до нормы до армии и как выровнять, что нужно делать?

Давайте обо всём по порядку. Все перечисленные вами симптомы вполне укладываются в последствия перенесённой родовой травмы, в том числе подвывиха атланта и асфиксии в родах, а вот для аномалии Киммерли — нехарактерны. При аномалии Киммерли клинические проявления обусловлены уменьшенным притоком крови к задним отделам головного мозга. В результате возникают жалобы на шум в одном или обоих ушах (свист, звон, гул, шипение), мелькание «мушек» или мерцание «звёздочек» перед глазами и внезапное преходящее потемнение в глазах. Эти симптомы усиливаются при поворотах головы. Головокружение может сопровождаться шаткостью походки, которые могут усугубляться при поворотах головой. На фоне некомфортного положения головы или перенапряжения мышц шеи при аномалии Киммерли у ребёнка могут наблюдаться приступы потери сознания. Возможна внезапно возникающая мышечная слабость, приводящая к падению без потери сознания. 

В диагностике этого заболевания решающую роль играет рентгенография черепа и шейного отдела позвоночника. Если этот диагноз вашему ребёнку уже поставлен, то в совокупности с последствиями перенесённой родовой травмы, он однозначно должен находиться на постоянном учёте у невролога и регулярно проходить курсы лечения в неврологическом отделении. На основании выписок из больницы врачебная комиссия делает заключение о пригодности ребёнка к будущей службе в армии. Сама по себе аномалия Киммерли не является противопоказанием для службы в армии, а уж тем более не даёт права на инвалидность. На заключение врачебной комиссии может повлиять тяжёлое течение заболевания, когда происходят частые потери сознания, но эти случаи должны быть зафиксированы медиками. 

Теперь о физических упражнениях. Дети с аномалией Киммерли, должны соблюдать охранительный режим. Следует избегать больших физических нагрузок, резких поворотов головой, стоек на голове, кувырков, спортивных занятий и игр, связанных с ударами головой (борьба, футбол, спортивная гимнастика и пр.), кроссов и соревнований на скорость, силу и выносливость. С другой стороны, физические упражнения таким детям очень полезны, но в рамках специальной группы по физкультуре в школе и под контролем инструктора ЛФК в условиях детской поликлиники. 

Показана общеукрепляющая утренняя гимнастика, чередование умственной нагрузки с физическими упражнениями, пешие прогулки на свежем воздухе, полноценный ночной сон, занятия мелкой моторикой (лепка и собирание конструктора), пешая ходьба, лёгкий бег, езда на велосипеде или велотренажёре, ходьба на лыжах в зимнее время, настольный теннис. Важно выбрать адекватную нагрузку и темп тренировки таким образом, чтобы ребёнок не уставал и не испытывал боли или дискомфорта после занятий. Этими упражнениями можно заниматься и в домашних условиях. В любом случае, прежде чем приступать к занятиям, посоветуйтесь с лечащим неврологом.

FitStars напоминает, что статья носит исключительно информационный характер. И не является медицинским диагнозом или рекомендацией. Для назначения лечения обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.

Какие причины искривления осанки?

Причиной нарушения осанки бывает порочное положение тела (сутулость, сидение с поджатой под себя ногой, письмо с развёрнутым вбок туловищем и приподнятым плечом) при неправильных позах сидения и стояния, которое принимает характер стереотипа. Неправильная осанка входит в привычку. Привычка порождает болезнь.

К какому врачу с этим вопросом обратиться, если выросла косточка на стопе?

Причиной появления косточки у большого пальца на стопе обычно является наследственная предрасположенность. Провоцирует деформацию ношение тесной, неудобной обуви. Деформация увеличивается, если к этому добавится сильная нагрузка на стопу. Постановить диагноз и прописать лечение поможет врач-ортопед.

Тут подарок от FitStars
Мы написали эту статью для тех, кто следит за своим здоровьем. А ещё мы платформа №1 для онлайн-тренировок, 200+ эффективных программ и курсов в одной подписке. Подключайтесь и начинайте заниматься прямо сейчас! По промокоду ARTICLE скидка
–70% на все тренировки и курсы
Забрать скидку!