
Автор статьи
Ольга Штокалова
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Врач-педиатр, врач ЛФК с 15-летним практическим опытом в педиатрии.
Написано
83 статьи
Оглавление
{{ banner_block|raw }}
Сегодня в общественном транспорте большинство пассажиров проводят время со смартфонами в руках — от школьников до пожилых людей. Цифровые технологии стали привычной частью повседневной жизни для всех поколений. Особенно уверенно с гаджетами обращаются дети поколения альфа (родившиеся после 2010 года) — они растут в мире интернета и цифровых устройств с самого раннего возраста.
Вместо кукол — планшеты, а вместо книг — мультики. Как в песне: «Ускакали деревянные лошадки, пароходики бумажные уплыли…». Сейчас ни у кого из специалистов не вызывает сомнений, что дети всё чаще становятся зависимыми от интернета и гаджетов.
Ещё в 2015 году учёные из Университета Айовы обнаружили, что 50% малышей умеют пользоваться планшетами в возрасте одного года, а 90% полностью осваивают гаджет к своему второму дню рождения.
Термин «айпадкид» образован от слов «iPad» и «kid» (в единственном числе) и иронично описывает детей, которые с раннего возраста не расстаются с гаджетами. Они сами выбирают, что смотреть в интернете — мультики, игры или видео, и часто это бывает сомнительный или вредный контент.
В России для описания детей, чьё детство тесно связано с цифровыми устройствами, используется тот же термин.
{{ info_block_small|raw }}
Важно понимать, что самое главное для детей — это личный пример взрослых, большинство из которых вовсю используют мессенджеры, ведут свои аккаунты в социальных сетях и проводят массу времени в интернете.
Некоторые родители позволяют детям завести аккаунты в соцсетях ещё до подросткового возраста. Всё чаще для воспитания и получения советов они обращаются к онлайн-ресурсам, таким как Google или родительские форумы. Некоторые даже вводят детей в мир технологий и искусственного интеллекта, рассматривая это как способ расширить их возможности.
Зачем играть с ребёнком или читать ему книгу, когда можно дать в руки планшет, на котором нескольких часов показывают какой-нибудь мультсериал? Всем хорошо: ребёнок «занят» и не требует к себе внимания, и родители могут расслабиться и уделить внимание себе. Таким образом, айпадкиды часами могут «залипать» в планшете или телефоне.
И всё же детская природная сущность берёт своё: дети полны энергии и, даже когда смотрят мультики или играют, не могут усидеть спокойно. Их естественная детская потребность в движении реализуется, не выпуская гаджетов из рук.
Айпадкид может одновременно пользоваться телефоном и:
крутиться на стуле;
лежать на кровати вверх ногами;
раскачиваться из стороны в сторону, как маятник;
подпрыгивать на диване;
просто ходить по комнате с планшетом в руках.
Если попытаться забрать у ребёнка гаджет в разгар использования, это может вызвать сильную эмоциональную реакцию — от раздражения до слёз. Некоторые дети замыкаются в себе, другие выражают протест более активно. Это нормальная реакция на резкое ограничение привычной активности, особенно если не подготовить ребёнка заранее.
Исследование, проведённое в Малайзии ещё в 2011 году, показало, что современные дети стали очень зависимыми от интернет-гаджетов. Результаты другого исследования показали, каким образом это сказывается на детском ментальном и физическом здоровье.
1. Проблемы со зрением и осанкой. Чрезмерное использование смартфонов и планшетов способствует ухудшению зрения и формированию неправильной осанки у детей.
2. Нарушения в работе центральной нервной системы. Длительное пребывание перед экраном негативно влияет на работу центральной нервной системы, снижая сенсорные и когнитивные функции.
3. Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Частое использование гаджетов в раннем возрасте связано с риском развития СДВГ, задержкой формирования крупной и мелкой моторики и замедлением речевого развития.
4. Снижение способности к концентрации и самоконтролю. Быстро меняющиеся изображения чрезмерно стимулируют мозг ребёнка, что мешает сосредоточиться, затрудняет контроль эмоций и поведенческих реакций.
{{ post_2431|raw }}
5. Повышение уровня стресса. Есть прямая связь между временем, проведённым в интернете, и уровнем стресса: чем выше стресс, тем дольше ребёнок «зависает» в гаджете, и наоборот.
6. Социальная изоляция и снижение коммуникативных навыков. Заменяя живое общение цифровым, ребёнок может испытывать трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми.
7. Нарушение сна и режима дня. Гаджеты влияют на биоритмы: нарушается режим сна, что может привести к хроническому недосыпу и переутомлению.
8. Повышенная тревожность и зависимость от гаджетов. Отсутствие доступа к устройству вызывает у ребёнка тревогу, раздражительность и неуверенность.
9. Риск набора лишнего веса. Снижение физической активности в сочетании с перееданием как способом справиться со стрессом повышает риск ожирения.
10. Снижение успеваемости и нарушение учебного процесса. Сегодня многие учителя отмечают, что учащиеся часто используют смартфоны даже во время уроков, а это мешает им сосредоточиться на материале и усваивать базовую школьную программу. Это стало одной из причин принятия федерального закона № 618-ФЗ от декабря 2023 года, ограничивающего использование мобильных устройств в образовательных учреждениях, кроме экстренных случаев.
Именно из-за таких последствий дети нуждаются в живом взаимодействии с внешним миром, в физической активности. Для этого нужно соблюдать следующие правила.
Ограничивайте время использования гаджетов, чтобы оно не мешало другим важным занятиям (например, чтению книг, спорту, играм на свежем воздухе и общению с семьёй и друзьями).
Договаривайтесь с ребёнком о продолжительности онлайн-игр и времени в интернете, устанавливая чёткие дневные лимиты.
Вводите «технологические перерывы» — периоды полного запрета на гаджеты, например, во время приёма пищи.
{{ post_2554|raw }}
Запрещайте использование гаджетов во время сна (ночного и дневного), а также за час до сна, чтобы обеспечить полноценный отдых.
Контролируйте качество контента, который потребляет ребёнок. Он должен соответствовать возрасту и иметь образовательную или воспитательную ценность.
Создавайте в доме зоны, свободные от гаджетов, и подавайте личный пример — ограничивайте собственное использование смартфонов и интернета.
Обеспечивайте ребёнку ежедневную физическую активность. Например, утренняя гимнастика, игры на улице, прогулки и другие подвижные занятия.
{{ promotion_block|raw }}
Не размещайте гаджеты и доступ в интернет в детской комнате, чтобы минимизировать соблазн постоянного использования.
Уделяйте время совместным занятиям с ребёнком без гаджетов — создавайте режимы общения и совместного времяпрепровождения.
Регулируйте использование интернета на основе знания, необходимости и пользы для ребёнка, а не просто запретов.
Домашние компьютеры, смартфоны и планшеты — неотъемлемая часть современной жизни. Попытки убеждать детей в том, что использование этих устройств вредно для здоровья, как правило, оказываются неэффективными: такие аргументы редко воспринимаются всерьёз.
Подобная ситуация наблюдалась и в прошлом — например, когда в широкое пользование вошли телевизоры, что также вызывало обеспокоенность у старшего поколения. Тем не менее общество адаптировалось к новым условиям.
Помните, что запрет не принесёт желаемого результата, а вызовет протест ребёнка. Это испортит ваши отношения и приведёт к скрытому использованию гаджетов, например, на улице или у друзей.
Если же вышеуказанные меры не помогают и ребёнок продолжает много времени проводить в интернете, лучше обратиться к психологу. Он поможет разобраться в причинах и предложит наиболее подходящие решения в конкретной ситуации.
Гаджеты без вреда: сколько времени можно проводить школьнику за экраном? Можно ли избежать проблем со зрением и осанкой, если ребёнок проводит много времени за компьютером? Врач разбирает риски и делится советами по их минимизации.
Когда пора бить тревогу: признаки речевых нарушений у детей. В этой статье разбираемся, что такое задержка речевого развития у детей, почему она возникает и как влияет на дальнейшую жизнь.
Тревожные расстройства у детей: как распознать и помочь? Из-за чего у детей и подростков возникают тревожные расстройства, каких видов они бывают, как родители могут помочь своим детям справиться с такими состояниями. Узнайте в нашей статье.
⭐️ FitStars напоминает, что статья носит исключительно информационный характер. И не является медицинским диагнозом или рекомендацией. Для назначения лечения обратитесь к квалифицированному медицинскому специалисту.
1. Prigg M. The iPad really IS child's play: More than half of toddlers can use Apple's tablet when they are just ONE, researchers say. Daily Mail. 4 July 2015. Дата обращения: 10.07.2025.
2. Журнал «Научное обозрение» №3, 2020 г. Дата обращения: 10.07.2025.
3. Handayani O.W.K., Yuniastuti A., Abudu K.O., Nugroho E. Gadget addiction and the effect of sleep habit, stress, physical activity to obesity. Malaysian Journal of Public Health Medicine. 2021;21(1):1–8. Дата обращения: 10.07.2025.
4. Пекониди А.В., Цифровая зависимость у детей и подростков. Современные стратегии диагностики и лечения. РМЖ. Медицинское обозрение. T. 5, №5, 2021. С. 322–329. Дата обращения: 10.07.2025.
Верстка статьи | |
Арсентьева Анастасия | Ишина Надежда |
Войдите, чтобы оставить отзыв
#Питание
01 августа 2025
#Питание
#Питание
#Питание
#Питание
#Питание
#Питание
#Питание
23 июля 2025
#Питание
#Питание
#Питание
19 июля 2025
#Питание
20 июля 2025
#Питание
18 июля 2025
#Питание
17 июля 2025
#Питание